Е. Руденко «Имхотеп первый гений и святой человечества» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Изложение следственного дела Джордано Бруно (Извлечения) о том 2 603.01kb.
Научно-исследовательская работа: «Лети, мой самолётик…» 1 103.37kb.
Путешествие к югу от Аммана по Королевской дороге, насчитывающей... 1 13.95kb.
«География человечества. Политическая анатомия мира» урок №5,6,7 1 31.41kb.
Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования... 1 40.3kb.
Научная память человечества в символах 1 72.33kb.
Служение Святого Духа – 4 Дух Святой и новая природа Рим. 8: 5-8 1 45.85kb.
«Князь Дмитрий стал Донским потому что он талант, или гений? 1 29.48kb.
1, доносчик, в Венеции: — я несколько раз слышал от Джордано в моем... 2 573.06kb.
«Глобальные проблемы человечества» 1 142.59kb.
Вопросы к экзамену по математическому анализу за первый курс первый... 1 38.72kb.
Занимательные задачи по экономической истории 1 163.98kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Е. Руденко «Имхотеп первый гений и святой человечества» - страница №1/1

Е. Руденко «Имхотеп - первый гений и святой человечества»

Он был гением – первым гением в истории человеческой цивилизации. Его признали при жизни и почитали после смерти несколько тысячелетий.







Имхотеп (рис. М. Потапова)
Его называют предшественником Леонардо да Винчи. Нам следует помнить его имя – Имхотеп, которое значит "входящий в мир". Раньше предполагалась, что Имхотеп лицо вымышленное, его считали мифологическим персонажем, но позднее было доказано, что Имхотеп – реальная историческая личность.

Имхотеп был первым в мире архитектором, строителем первой египетской пирамиды, врачом, жрецом, поэтом и верховным везиром фараона Джосера. Надписи на статуи фараона представляют Имхотепа как "канцлера царя Нижнего Египта ", "первое лицо после фараона", "верховного жреца Иуну1[1]", "главного скульптора", "главного плотника".









Будучи простолюдином, Имхотеп благодаря своим талантам поднялся до высот первого лица Египта.

Подробностей о жизни Имхотепа почти не сохранилось. Возможно, Имхотеп родился в пригороде Хет-Ка-Пта (Мемфис). Однако другие классические авторы предполагают, что он был родом из деревни Гебелейн, к югу от древних Фив. Его отцом был архитектор по имени Канофер. Имхотеп был женат на знатной госпоже по имени Ронфре-ноферт. Однако у данных сведений нет достоверного подтверждения.

Предположительно, Имхотеп жил в эпоху четырех фараонов. Он был современником Джосера – фараона третьей династии (Старое Царство). До этого времени в Египте каменных зданий почти не строили. Дома египтян были из глины и тростника, а дворцы и гробницы-мастабы сооружали из кирпича.

Джосер, как было принято фараону, начал строить се­бе гробницу ещё при жизни, эта крупная мастаба частично сохранилась. Однако помимо этого фараон решил начать строительство первой пирамиды, предложенной Имхотепом. План постройки выглядел так: на крупной мастабе-основе возводилась другая поменьше, и так далее до шести уменьшающихся мастаб. Так появилась ступенчатая пирамида высотой около семидесяти метров.







Погребальный комплекс Джосера
построенный Имхотепом

Второе изобретение Имхотепа в области строительства также связано с пирамидой Джосера. Имхотеп первый спроектировал и воздвиг каменный храмовый комплекс у усыпальницы фараона, который стал первым сооружением Египта, полностью построенным из известняка. Однако декоративные элементы, колонны, крыши, карнизы и стены этих строений точно повторяли детали и формы традиционных кирпичных и деревянных построек той эпохи. Центром комплекса стала ступенчатая пирамида, окруженная культовыми постройками. Общая площадь комплекса составила 540 х 278 метров.

Гений Имхотепа не ограничивался строительством. Он остался в памяти потомков великим ученым и писателем. «Поговорки» Имхотепа стали началом развития фольклорной литературы Египта.

Имхотеп смог прославится и как врач. Медицинские записи Имхотепа дают представление об его достижениях в этой области. Как врач Имхотеп был автором «Папируса Эдвина Смита», в котором приведено более девяноста анатомических терминов и сорока восьми описаний травм. Предположительно, именно Имхотеп основал школу медицины в Мемфисе. И все это тысячелетия до рождения основателя западной медицины Гиппократа. Позднее именно Имхотеп послужил прототипом для греческого бога медицины Асклепия.

Сэр Уильям Ослер писал об Имхотепе: " ... сначала он был врачом, это ясно из туманов старины. Имхотеп диагностировал и лечил более чем 200 болезней, 15 болезней живота, 11 мочевого пузыря, 29 болезней глаз, 18 кожи, а также волос, ногтей и языка. Имхотеп имел дело с туберкулезом, аппендицитом, подагрой и артритом. Он также выполнял хирургические операции и занимался лечением зубов. Имхотеп получал лекарства из растений. Он знал расположение и функции жизненно-важных органов и обращение кровеносной системы. Британская энциклопедия гласит, что свидетельства, предоставленные египетскими и греческими источниками, дают представления об Имхотепе как об уважаемой в эпоху ранней цивилизации фигуре. Его престиж с течением столетий только возрос, а его храмы даже в греческие времена стали центрами медицинского обучения"




Надпись с именами фараона Джосера и Имхотепа

Наряду с медициной Имхотеп был учителем архитекторов и писцов. Джеймс Генри Брэстед писал: "В жреческой мудрости, в сложении мудрых пословиц, в медицине и архитектуре этот замечательный человек эпохи Джосера стал настолько широко известен, что его имя никогда не было забыто. Он сделался вдохновителем писцов будущих поколений. Прежде чем приступить к работе, писцы лили на пол воду из сосуда" (прим. так они высказывали Имхотепу свое почтение)

Имхотеп также широко известен как жрец Маа, носивший высший титул Ур Маа.





Статуэтка Имхотепа-писца

Историки называют его примером "культа личности", когда человек благодаря своим деяниям после смерти считается святым и защитником живых. Приблизительно сто лет после своей смерти Имхотеп был канонизирован как покровитель медицины и письма. В Туринском Каноне, он почитался как "сын Птаха". Его чтили наравне с Тотом – хранителем священной мудрости, и подобно Тоту иногда отождествляли с птицей-ибисом.

Первыми христианами Имхотеп почитался как святой. Христианские римские императоры помещали надписи хвалящие Имхотепа на стенах египетских храмов. Имхотеп нашел место и в арабских традициях, особенно в Саккаре, где предположительно находится его гробница.

Считается, что главные культовые центры Имхотепа находились в птолемеевском храме Хатхор в Дейр эль-Медине; в Карнакском храме в Фивах, где его почитали вместе с Аменхотепом сыном Хапи; на верхней террасе храма Хатшепсут в Дейр эль-Бахри было построено святилище Имхотепа; а на острове Филе перед восточным пилоном храма Исиды располагалась его часовня. В Мемфисе, в Нижнем Египте, в честь Имхотепа был воздвигнут храм около Серапеума.

Есть легенды, что Имхотеп помогал людям после своей смерти, к месту его почитания в Саккаре египтяне несли приношения в виде мумифицированных ибисов, а больные в надежде на исцеление приносили вылепленные из глины «модели» больных частей тела.

Гений прожил долгую жизнь и умер в период правления фараона Хуни. Место погребения Имхотепа не найдено, но есть предположения относительно Саккары, возможно, это мастаба №3518.

Статуя Имхотепа стала первым портретом ученого - ее обломки обнаружили в заупокойном храме фараона. Относительно изображений, созданных потомками после его смерти, - статуэтка Имхотепа есть в каждом крупном музее мира.



1 Фараон Джосер