И направленность деятельности по предупреждению табакокурения у старшеклассников средствами физической культуры 13. 00. 04 теория и - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Формула специальности: Специальность 13. 00. 04 – «Теория и методика... 1 82.06kb.
Олимпийская стратегия россии в зимних видах спорта 13. 00. 04 теория... 1 326.83kb.
Теория и технология здоровьесбережения в процессе физического воспитания... 3 1087.96kb.
Программа кандидатского экзамена по специальности 2 420.38kb.
План-конспект открытого урока по физической культуре в 3 классе мбоу... 1 105.59kb.
Программа по паралимпийскому плаванию для учреждений адаптивной физической... 4 1506.25kb.
Заслуженный работник физической культуры и спорта Чувашской Республики 1 406.24kb.
Программа составлена: Утверждена на заседании кафедры ст преподавателем 1 372.4kb.
Методические рекомендации по дисциплине: Акмеология физической культуры... 1 105.42kb.
Безлекарственное оздоровление и восстановление физической работоспособности 12 1518.33kb.
Программа «Социально-гуманитарные проблемы физической культуры и... 1 230.39kb.
Контрольные вопросы к методико-практическим занятиям для студентов... 1 124.32kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

И направленность деятельности по предупреждению табакокурения у старшеклассников - страница №1/1

На правах рукописи

Дутов Сергей Юрьевич
Содержание и направленность деятельности по предупреждению

табакокурения у старшеклассников средствами физической культуры

13.00.04 – теория и методика физического воспитания, спортивной

тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

Автореферат диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Тамбов 2013

Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина»

Научный руководитель: доктор медицинских наук, профессор

Османов Эседулла Маллаалиевич
Официальные оппоненты: Тамбовский Анатолий Николаевич

доктор педагогических наук, профессор,

проректор по научной работе

ФГБОУ ВПО «Московская

государственная академия физической

культуры»;



Лисицын Евгений Петрович

кандидат педагогических наук, доцент,

заведующий кафедрой теории и методики

физического воспитания и спорта

ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный

университет имени Г.Р. Державина»


Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Воронежский

государственный педагогический

университет»
Защита состоится «27» июня 2013 г. в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.261.05 при ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина» по адресу: 392003, г. Тамбов, ул. Рылеева, д. 52, зал заседаний диссертационного совета.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина.


Текст автореферата размещен на сайте Министерства образования и науки РФ (www.vak.ed.gov.ru) «___» мая 2013 г.

Автореферат разослан «___» мая 2013 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Л.К. Иванова


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения обоснованно рассматривается в качестве приоритета государственной политики. В этой связи основной целью Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы» является создание условий для укрепления здоровья населения путем развития инфраструктуры спорта, популяризации массового и профессионального спорта и приобщения различных слоев общества к регулярным занятиям физической культурой.

Между тем, наблюдаемые сегодня явления свидетельствуют о продолжающемся ухудшении состояния здоровья подрастающего поколения. Одной из причин такого рода негативных тенденций по праву считается недостаточная включенность подрастающего поколения в занятия физической культурой. Кроме этого в качестве важной причины ухудшения состояния здоровья принято считать распространенность табакокурения в молодежной среде.

По данным Всемирной организации здравоохранения, постоянными курильщиками в РФ являются 33% подростков и детей. Россия находится на первом месте в мире по потреблению табака среди учащейся молодежи. Исследование, пpoведенное Институтoм сpавнительных социальных исследований (ЦЕССИ) и Центром мониторинга вредных привычек среди детей и подростков Минздрава РФ oбщенaциoнальный мoнитopинг «Пoдрoсткoвoе курение в Poссии», показал, что около 30% россиян сигареты пробуют уже к 12 годам, к 13 годам - 47%, к 14 - 55%, к 15 - 65%, к 16 - 78%, к 17 - 80%.

Среди старшеклассников курит каждый второй, а среди старшеклассниц - каждая третья. Табакокурение  среди старшеклассниц в последнее время увеличилось в два раза. Высокий уровень распространенности табакокурения среди старшеклассников в значительной степени определяет неблагоприятный прогноз состояния здоровья населения на ближайшее будущее.

В настоящее время Россия предпринимает значительные шаги в борьбе с потреблением табака («Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010 - 2015 годы»; Федеральный закон «О защите здоровья населения от последствий потребления табака» (2012); Федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (2013), имеющие целью в долгосрочной перспективе снизить уровень распространенности табакокурения среди различных категорий населения до 25%.

Теоретико-методологические аспекты предупреждения табакокурения у учащейся молодежи рассматриваются в трудах российских и зарубежных авторов (О.В. Винда, 2006; Н.В Мартынцова, 2008; М.М. Плоткин, 2000; А.Н. Сизанов, 2004; Н.К. Смирнов, 2003; Е. Hohm, 2005 и др.).

Психолого-педагогические возможности профилактики табакокурения у школьников отражены в исследованиях (Е.И. Дубровинской, 2012; М.Б. Котовой, 2008; Н.М. Маматовой, 2010;  М.В. Романниковой, 2009; О.В. Сафоновой, 2011; М.И. Старова, 2006; Т.С. Суховольской, 2005 и др.).

Медико-биологические аспекты исследуемой проблемы рассматриваются в работах (А.А. Александрова, 2006; Н.А. Геппе, 2008; Т.В. Камардиной, 2004; М.А. Колесник 2009; В.В. Лозовой, 2009; Е.С. Скворцовой, 2005; В.К. Смирнова, 2000 и др.).

Известно, что табакокурение оказывает негативное влияние на нравственное, физическое и психическое здоровье подрастающего поколения. В этой связи, в предупреждении табакокурения, целесообразно использовать огромный потенциал физической культуры, как наиболее результативного средства морального и физического оздоровления подрастающего поколения (С.П. Евсеев, 2004; Ю.И. Евсеев, 2002; Ю.П. Кобяков, 2006; Г.Е. Козина, 2007; А.А. Пашин, 2011; Ж.К. Холодов В.С. Кузнецов, 2009 и др.).

Вместе с тем, приходится констатировать, что теоретико-методологические и практические возможности физической культуры в предупреждении табакокурения среди детей и подростков использованы не полностью. В доступных нам научно-методических источниках не обнаружены научно обоснованные подходы использования средств физической культуры в деятельности по предупреждению табакокурения у старшеклассников. Собственно, это обстоятельство определяет необходимость проведения дальнейших научных исследований в данном проблемном поле.

Анализ вышеназванных источников и целенаправленных наблюдений автора показали наличие ряда существующих противоречий между:

- вредным влиянием табакокурения на состояние здоровья старшеклассников и отсутствием эффективных мероприятий в школе, направленных на предупреждение табакокурения с использованием средств физической культуры;

- потенциальными возможностями средств физической культуры в профилактике табакокурения у старшеклассников и недостаточным научно-методическим обеспечением этого процесса.

Таким образом, наличие обозначенных противоречий позволило сформировать проблему исследования: каковы содержание и направленность деятельности по предупреждению табакокурения у старшеклассников средствами физической культуры?

Актуальность, недостаточная научная и практическая разработанность проблемы позволили определить тему исследования: «Содержание и направленность деятельности по предупреждению табакокурения у старшеклассников средствами физической культуры».

Цель исследования - теоретически и экспериментально обосновать содержание и направленность деятельности по предупреждению табакокурения у старшеклассников средствами физической культуры.

Объект исследования: деятельность по предупреждению табакокурения у старшеклассников средствами физической культуры.

Предмет исследования: содержание и направленность деятельности по предупреждению табакокурения у старшеклассников средствами физической культуры.

Гипотеза исследования: предполагалось, что деятельность по предупреждению табакокурения у старшеклассников средствами физической культуры будет целесообразной и эффективной, если:

- раскрыты содержание и направленность деятельности по предупреждению табакокурения у старшеклассников, в основу которой включаются средства и методы физической культуры, способствующие формированию ценностного отношения старшеклассников к собственному здоровью;

- разработана комплексная образовательная модель ценностно-ориентированной деятельности по предупреждению табакокурения у старшеклассников средствами физической культуры, включающая принципы, компоненты ценностного отношения к здоровью, средства физической культуры и организационно-педагогические условия;

- определены организационно-педагогические условия, способствующие эффективной деятельности по предупреждению табакокурения у старшеклассников средствами физической культуры.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:


  1. На основе теоретико-методологического анализа научно-методических источников раскрыть сущность и содержание ценностного отношения старшеклассников к собственному здоровью.

  2. Разработать комплексную образовательную модель ценностно-ориентированной деятельности по предупреждению табакокурения у старшеклассников средствами физической культуры.

  3. Обосновать и экспериментально проверить организационно-педагогические условия, способствующие эффективной деятельности по предупреждению табакокурения у старшеклассников средствами физической культуры.

Методологическую основу исследования составляют общефилософские положения о взаимосвязи, взаимообусловленности социальных явлений, о ведущей роли деятельности человека в его личностном саморазвитии, концепции формирования гармонично развитой личности в процессе физкультурной деятельности; деятельностный подход (К.А. Абдульханова, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); аксиологический подход к образованию (Д.А. Леонтьев, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и др.); фундаментальные положения теории и методике физической культуры (В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, В.М. Выдрин, Ю.Ф. Курамшин, Л.П. Матвеев, В.Н. Платонов и др.).

Теоретическую базу исследования составили:

- теории ценностей и ценностных ориентаций (С.Ф. Анисимов, Л.И. Анцыферова, Л.М. Архангельский, Л.П. Буева, А.Г. Здравомыслов, М.С. Каган, А.В. Кирьякова и др.);

- теории личности, деятельности и общения (А.Г. Асмолов, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.Н. Леонтьев, А.В. Мудрик и др.);

- теории здоровья и здорового образа жизни (Н.М. Амосов, А.П. Алексеев, М.М. Борисов, А.Т. Бутенко, И.М. Быховская, П.А. Виноградов, В.П. Казначеев, О.А. Мильштейн, А.А. Остроумов, А.Д. Степанов и др.);

- теоретические основы здоровьесберегающих технологий в системе образования (В.Ф. Базарный, М.М. Безруких, О.В. Белоусова, Л.И. Губарева, Е.В. Канеева, В.Р. Кучма, Т.Г. Олешкевич, Н.К. Смирнов, О.Н. Степанова, Н.Д. Сухарева, и др.).

Существенное концептуальное значение для нашей работы имеют исследования в области профилактики табакокурения у школьников (С.А. Бабанова, Е.С. Скворцовой, Т.А. Журавлевой и др.), концепция личностно-ориентированного образования (Е.П. Бондаревская, В.В. Сериков и др.); психолого-педагогические идеи субъект-субъектных отношений (К.А. Абдульханова, А.В. Брушлинский, В.Н. Мясищев А.А. Реан, Е.А. Уваров и др.), осознанной деятельности (Л.С. Выготский, А. Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн и др.); концепция индивидуализации физического воспитания и спортивной тренировки (В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева, В.П. Черкашин и др.); идея необходимости разработки здоровьесберегающих педагогических технологий (В.К. Бальсевич, И.И. Брехман, Л.И. Лубышева, А.В. Шаханова); основные положения о здоровом образе жизни человека (А.М. Амосов, Г.К.Зайцев, В.П. Казначеев, Ю.П. Кобяков, Ю.П. Лисицын, Л.Г. Татарникова и др.); теоретические положения развития физкультурно-спортивной деятельности, направленной на профилактику вредных привычек подростков и молодежи (П.А. Виноградов, С.П. Евсеев, В.А. Кабачков, Н.В. Паршикова, А.А. Сучилин и др.).



Методы исследования: теоретические (анализ научной философской, психологической, педагогической, медицинской, экологической и учебно-методической литературы); обобщение и систематизация передового педагогического опыта и научных направлений; эмпирические (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент); методы математической статистики.

Экспериментальной базой исследования являлись средние общеобразовательные школы № 11, 13, 18 г. Тамбова. В эксперименте приняло участие 118 школьников.

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа с 2007 по 2012 гг.

I этап - поисковый (2007-2008 гг.): изучение состояния проблемы в литературе и практике общеобразовательной школы для определения уровня ее разработанности; определение теоретических и методологических оснований исследования; обоснование приоритетных направлений научного поиска и актуальности исследования; формулирование темы, предмета и понятийного аппарата исследования.

II этап - формирующий (2009-2010 гг.): экспериментальная апробация комплексной образовательной модели ценностно-ориентированной деятельности по предупреждению табакокурения у старшеклассников средствами физической культуры; проведение опытно-экспериментального исследования в общеобразовательных школах.

III этап - обобщающий (2011-2012 гг.): обобщение результатов педагогического эксперимента; анализ эмпирических данных и полученных результатов, оформление диссертации.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

- раскрыты сущность и содержание ценностного отношения старшеклассников к собственному здоровью;

-разработана комплексная образовательная модель ценностно-ориентированной деятельности по предупреждению табакокурения у старшеклассников средствами физической культуры, которая включает в себя: целевые установки, задачи, принципы, средства физической культуры, содержание и направленность деятельности по предупреждению табакокурения, организационно-педагогические условия эффективной деятельности по предупреждению табакокурения, компоненты и критерии эффективности формирования осознанного и продуктивного отношения старшеклассников к собственному здоровью;

-обоснована совокупность организационно-педагогических условий, способствующих эффективной деятельности по предупреждению табакокурения у старшеклассников средствами физической культуры: представление образовательной модели ценностно-ориентированной деятельности по предупреждению табакокурения у старшеклассников средствами физической культуры в качестве педагогической цели; организация процесса формирования здорового образа жизни у старшеклассников в качестве направленности образовательной деятельности школы; повышение уровня информированности старшеклассников путем использования различных форм и методов профилактической работы (лекции, беседы, групповые дискуссии, ролевые игры, тренинги); продуктивное взаимодействие субъектов образовательного процесса (по вертикали и по горизонтали).



Теоретическая значимость исследования определяется его вкладом в теорию и методику оздоровительной физической культуры, в теорию здорового образа жизни, в частности теоретического обоснования деятельности по предупреждению табакокурения у старшеклассников средствами физической культуры.

Уточнено содержание понятия «ценностное отношение старшеклассников к собственному здоровью».

Выявлена трехкомпонентная структура ценностного отношения к здоровью, которая включает: когнитивный, эмоционально-волевой и поведенческий компоненты.

Разработаны организационно-педагогические условия, способствующие эффективной деятельности по предупреждению табакокурения у старшеклассников средствами физической культуры на основе продуктивного взаимодействия субъектов образовательного процесса (по вертикали и по горизонтали).



Практическая значимость исследования состоит в том, что использование разработанной комплексной образовательной модели ценностно-ориентированной деятельности по предупреждению табакокурения у старшеклассников средствами физической культуры, повышает эффективность учебного процесса, формирует ценностное отношение к собственному здоровью, обеспечивает готовность старшеклассников противостоять факторам риска и является важным шагом в решении проблемы сохранения и укрепления физического и психического здоровья.

В работе представлены практические рекомендации по использованию средств и методов физической культуры в деятельности по предупреждению табакокурения среди старшеклассников общеобразовательной школы.

Полученные результаты могут применяться в практике работы общеобразовательных школ, колледжей и лицеев, в процессе подготовки студентов вузов физической культуры, на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки учителей физической культуры общеобразовательных школ.

Достоверность и обоснованность результатов исследования достигается изучением значительного количества специальной отечественной и зарубежной литературы; методологической обоснованностью и непротиворечивостью исходных теоретических положений; применением адекватных предмету изучения теоретических и эмпирических методов исследования; репрезентативной выборкой испытуемых и корректным применением методов математической статистики.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы диссертации обсуждались и получили одобрение на Международном научном конгрессе «Фундаментальная наука – ресурс сохранения здоровья здоровых людей» (Тамбов, 2008 г.); ІΧ Международной научно-практической конференции «Состояние биосферы и здоровье людей» (Пенза, 2009 г.); Международной заочной научно-практической конференции «Актуальные проблемы естественных наук» (Тамбов, 2012 г.) и на Всероссийских научно-практических конференциях «Физическая культура и спорт – основа здорового образа жизни» (Тамбов, 2006 г.); «Современные проблемы физической культуры и спорта молодежи в вузах России» (Тамбов, 2005 г.); «Эколого-экономические проблемы общества в системе ценностей молодежи» (Кизляр, 2009 г.); «Медико-биологические аспекты здоровья человека» (Тамбов, 2012 г.); на заседаниях кафедры адаптивной физической культуры Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина и подтверждены актами внедрения.

По материалам исследование автором опубликовано 12 работ, 6 из которых в журналах, входящих в список ВАК РФ.



На защиту выносятся следующие положения:

1. Ценностное отношение старшеклассников к собственному здоровью – это осознание ими факта, что здоровье является важнейшей жизненной ценностью, которую необходимо уметь сознательно выстраивать в направлении на здоровый образ жизни. Трехкомпонентная структура содержания ценностного отношения старшеклассников к собственному здоровью включает: когнитивный (наличие у старшеклассников знаний о здоровье как ценности, особенностях своего организма и способах укрепления собственного здоровья) эмоционально-волевой (умение старшеклассников осознанно управлять своим психофизическим состоянием и поведением) и поведенческий (умение старшеклассников самостоятельно составлять собственную программу, направленную на сохранение и укрепление здоровья) компоненты.

2. Комплексная образовательная модель ценностно-ориентированной деятельности по предупреждению табакокурения у старшеклассников средствами физической культуры - это совокупность целевых установок (формирование у старшеклассников ценностного отношения к собственному здоровью, развитие стратегий и навыков поведения, ведущих к здоровью и препятствующих табакокурению); задач (повышение уровня знаний учащихся об аспектах отрицательного действия табака, формирование потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями или избранным видом спорта, создание и экспериментальное апробирование новых форм организации физкультурно-оздоровительной деятельности, нацеленных на выработку негативного отношения к курению и уменьшение этой привычки, проведение широкомасштабной пропаганды здорового образа жизни); принципов (природосообразности, культуросообразности, ориентации на саморазвитие культуры здоровья, здоровьетворческой активности, интеграции воспитательного воздействия), средств физической культуры; содержания и направленности деятельности по предупреждению табакокурения; организационно-педагогических условий эффективной деятельности по предупреждению табакокурения; компонентов и критериев эффективности формирования осознанного и продуктивного отношения старшеклассника к собственному здоровью.

3. Организационно-педагогическими условиями, способствующими эффективной реализации комплексной образовательной модели ценностно-ориентированной деятельности по предупреждению табакокурения у старшеклассников средствами физической культуры являются: представление образовательной модели ценностно-ориентированной деятельности по предупреждению табакокурения у старшеклассников средствами физической культуры в качестве педагогической цели; организация процесса формирования здорового образа жизни у старшеклассников в качестве направленности образовательной деятельности школы; повышение уровня информированности старшеклассников о вреде табакокурения путем использования различных форм и методов профилактической работы (лекции, беседы, групповые дискуссии, ролевые игры, тренинги); продуктивное взаимодействие субъектов образовательного процесса (по вертикали и по горизонтали).



Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций, списка использованной литературы, приложений. Диссертация изложена на 170 страницах, включая 15 таблиц, 11 рисунков. Библиографический список содержит 188 источников, из них - 12 зарубежных авторов.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Во введении обоснована актуальность проблемы исследования, определены цель, объект, предмет, сформулированы гипотеза, задачи и методы исследования, охарактеризованы этапы работы, раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, представлены основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Научно-теоретические основы содержания и направленности деятельности по предупреждению табакокурения у старшеклассников средствами физической культуры» представлены теоретические положения, составляющие исходные позиции исследования: рассмотрено «здоровье» как базовая социально-педагогическая проблема, формирование здорового образа жизни, проведен обзор работ, посвященных исследованию ценностного отношения к здоровью и роль физической культуры в его укреплении и профилактики табакокурения.

По своей актуальности и остроте, проблема здоровья считается одной из самых важных и сложных в современной науке. По данным ВОЗ и российской Межведомственной комиссии по охране здоровья населения, наибольший рейтинг среди факторов, обеспечивающих здоровье современного человека, имеют направленность личности на здоровый образ жизни, принятие здоровья как ценности. Являясь основной общечеловеческой ценностью, «здоровье» привлекает к себе умы людей различных специальностей.

Великий Сократ о ценности здоровья говорил: «Здоровье - не все, но все без здоровья - ничто!» Являясь высшей ценностью, здоровье в процессе своего формирования создает большой арсенал других ценностей: материальных, физических, психических, духовных и социальных.

Анализ научной литературы позволяет сделать вывод о том, что здо­ровье - это уравновешенное состояние организма человека, его способность адаптироваться и оптимально взаимодействовать с окружающей средой. В Большой медицинской энциклопедии здоровье определяется как состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения. В.П. Казначеев (1992) определяет здоровье человека как процесс сохранения и развития его биологических, физиологических, а также психологических возможностей, оптимальной социальной активности при максимальной продолжительности жизни.

ВОЗ определяет здоровье как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней и физических дефектов.

Здо­ровье является интегральным феноменом и зависит от характера взаимодейст­вия внешних и внутренних факторов, а процесс сохранения и укрепления здоровья – от отношения личности к собственному здоровью.



В настоящее время для обозначения такого отношения к собственному здоровью, используют целый ряд терминов: «осознанное» (В.М. Кабаева), «ответственное» (Д.В. Колесов), «ценностное» (Г.К. Зайцев и соавторы) и другие. По нашему мнению, предпочтительным является применение термина «ценностное отношение к собственному здоровью», поскольку именно такое отношение является осознанным и ответственным, основой поведенческой деятельности, которая способствует длительным и позитивным изменениям личности старшеклассника.

Проблема здоровья – это проблема формирования здорового образа жизни. Формирование здорового образа жизни представляет собой многоэтапный процесс, состоящий из комплекса информационно-мотивационных и поведенческих характеристик: информиро­ванность (уровень знаний); мотивации (убеждения, установки); готовность и навыки (привычки) – здоровье.

Здоровый образ жизни - это деятельность, активность личности, группы людей, общества, использующих материальные и духовные условия и возможности в интересах здоровья, гармонического физического и духовного развития человека (Ю.П. Лисицын).

Мы рассматриваем здоровый образ жизни, как деятельность, направленную на включение в повседневную жизнь различных форм здоровьесберегающего поведения.



Особую актуальность проблема здоровья приобретает в процессе обучения в школе. За время обучения в средних общеобразовательных учреждениях сохраняется тенденция к ухудшению состояния здоровья старшеклассников. Так, в 4–5 раз возрастает патология зрительного анализатора и костно-мышечной системы, в 3-4 раза – заболеваемость органов пищеварения, в 2-3 раза - нервно-психические расстройства и т.д. В этой связи формирование ценностного отношения у старшеклассников будет эффективным лишь при активной деятельности самих старшеклассников по укреплению собственного здоровья.

Поэтому разработка и реализация теоретических и методических моделей содержания и направленности деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья старшеклассников в современных условиях является одним из приоритетных научных направлений.

В этом ряду средства физической культуры играют доминирующую роль, поскольку их использование позволяет формировать ценностное отношение старшеклассников к собственному здоровью. Кроме того, являясь важным фактором в формировании здорового образа жизни, физическая культура способствует профилактике вредных привычек и повышению уровня физической подготовленности. Действующий Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и принятая «Национальная доктрина образования» рассматривают физическую культуру и спорт как одно из средств эффективного решения социально-экономических задач общества, профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержки высокой умственной и физической работоспособности молодежи.

Здоровье, здоровый образ жизни и физическая подготовленность старшеклассников – важнейшие слагаемые здоровья и физического потенциала нации. Здоровье нации в решающей мере определяется уровнем развития физической культуры и ее использования в сохранении и укреплении здоровья подрастающего поколения.



Во второй главе «Задачи, методы и организация исследования» сформулированы задачи, описаны методы исследования и представлены этапы организации диссертационного исследования.

В третьей главе «Организационно-методические основы деятельности по предупреждению табакокурения у старшеклассников средствами физической культуры» анализировалась сложившаяся в нашей стране крайне серьезная ситуация, связанная с высоким уровнем распространенности табакокурения среди старшеклассников. По–прежнему, табакокурение остается одной из главных причин развития многих заболеваний и связанных с ними осложнений, приводящих к утрате работоспособности, ранней инвалидизации и смерти.

Среди старшеклассников школ г. Тамбова изучали распространен­ность табакокурения, возраст начала курения табака, мотивацию первого закуривания, причины продолжения табакокурения, информированность и источники получения знаний о вреде табакокурения. По нашим данным доля табакокурящих в 8-м классе составляет 26,3%; в 9-м классе – 39,4%; в 10-м классе – 40,3% и в 11–м классе – 42,7%. Интенсивность табакокурения среди мальчиков за день составляет 6,7±2,5 (1-20) сигарет, среди девочек – 5,8±2,9 (1-20). Средний возраст первой пробы курения табака у мальчиков в 10,0±1,2 лет, а у девочек в 10,2±1,3 лет. Из числа курящих пачку сигарет в день 48,3% юношей и 26,2% девушек считают, что родители знают о вредной привычке их ребенка. Распространение табакокурения увеличивается с возрастом с 27,4% (9 класс) до 46,7% (11 класс) среди мальчиков и с 17,8% до 25,3% среди девочек. Формирование зависимости отмечается у 41,6% мальчиков и 32,4% девочек.

В теории физического воспитания уже давно сформировалась мысль о настоятельной необходимости повышения внутренней мотивации приобщения к физической культуре, так как низкий уровень физического состояния коррелирует с отрицательной ее мотивацией. По мнению Л.М. Лубышевой и Т.М. Грузных, решающим в физической культуре должно было стать целенаправленное формирование и закрепление осознанной, основанной на глубоких знаниях и убеждениях мотивации и потребности постоянно заботится о своем здоровье.

С целью выявления отношения старшеклассников к физической культуре было проведено анкетирование в школах г. Тамбова среди 118 учащихся 10-11 классов, которое носило анонимный характер. В инструкции подчеркивалась важность личного мнения каждого старшеклассника и необходимость ответов, исходящих из собственных представлений, а не из общепринятых установок и пропаганды. В процессе изучения мотивационных аспектов поведения школьников нами были выделены такие базовые вопросы как: интересно ли проходят уроки физической культуры, нравятся ли им эти уроки, нужны ли эти занятия вообще, есть ли необходимость в увеличении количества данных занятий в течение учебной недели. Качественной стороне данной проблемы также было уделено внимание: выяснялись виды спорта, наиболее интересные старшеклассникам, которыми бы они хотели заниматься во внеурочное время и какими видами спорта они в основном уже занимаются, и, кроме того, мы попытались узнать причины и побудительные мотивы у старшеклассников к занятиям физической культурой.

Результаты исследований показывают, что в старших классах более 50% школьников не занимаются спортом или физкультурно-оздоровительными занятиями во внеурочное время.

Подавляющее большинство опрошенных из числа тех, кто не занимается спортом во внеурочное время, хотели бы им заниматься (10 классы - 46,2%, 11 классы - 48,2%). Среди причин, мешающих заниматься физической культурой, учащиеся называют недостаток времени (10 классы - 72,4% , 11 классы - 72,9%). Указанная причина, на наш взгляд, противоречит другим данным. Анализ результатов позволяет сделать вывод, что общение с друзьями (компьютер, мобильный телефон), просмотр телепередач и чтение литературы являются более интересным занятием, чем занятия физической культурой. В этой связи был сделан вывод, что у изучаемого контингента не сформировано ценностное и ответственное отношение к своему здоровью и отсутствуют мотивационные предпосылки к регулярным занятиям физической культурой.

В процессе анкетирования более половины старшеклассников (55,4 %) считают, что количество уроков в неделю нужно увеличить до трех раз, 20,0 % склонны к двум разовым занятиям и 24,6 % учащихся хотели бы увеличить количество уроков физической культуры до четырех раз в неделю. Большинство старшеклассников указали на то, что уроки физической культуры проходят неинтересно, мало выделяется времени на спортивные игры (10 классы - 32,4% и 67,5%;11 классы - 38,2% и 61,7% соответственно).

По мнению школьников, повысить привлекательность и авторитет учебной дисциплины «Физическая культура» могут следующие факторы:

- возможность заниматься любимым видом спорта - 51,4%;

- хорошая материально-техническая база (спортивные залы, плавательный бассейн, стадион, инвентарь, оборудование) - 28,6%;

- разнообразие средств и методов тренировки - 20,0% (рис. 1).


Рис. 1. Факторы, повышающие авторитет дисциплины «Физическая культура»
Таким образом, в ходе проведенных исследований получены результаты, которые позволили обозначить основные на наш взгляд, мотивационно-ценностные ориентации старшеклассников к занятиям физической культурой.

В этой связи, мы предположили, что достаточно перспективным направлением по предупреждению табакокурения в образовательной среде является разработка и внедрение комплексных образовательных моделей, нацеленных на формирование ценностного отношения к своему здоровью. В качестве содержательного компонента предлагаемой модели выступили средства и методы физической культуры. Другими словами, система мер и мероприятий физкультурной направленности выступила системообразующим фактором, нацеливающим старшеклассника на приобретение различных компетенций здорового образа жизни и их практическое воплощение.

При этом направленность деятельности по предупреждению табакокурения включала в себя блок целевых установок и задач, раскрывающих перспективу деятельности. Что касается содержательной части экспериментального воздействии, то в нее вошли различные средства и методы физической культуры, включающие в себя, помимо физических упражнений, теоретические компетенции, психологические тренинги и индивидуальные занятия с «группой риска».

Предложенная нами модель (табл.1) в своей основе базируется на принципах современного образования и позволяет посредством физической культуры осуществлять подготовку молодого человека, отвечающего требованиям социального заказа.




Таблица 1.

Комплексная образовательная модель ценностно-ориентированной деятельности по предупреждению табакокурения у старшеклассников средствами физической

культуры


Ключевая идея

Достижение здоровьесберегающего поведения в процессе обучения в общеобразовательной школе средствами физической культуры

Цель


В процессе обучения формирование у старшеклассников ценностного отношения к собственному здоровью, потребностей в бережном отношении к здоровью, овладение теоретическими знаниями и практическими навыками по повышению физических кондиций, развитие стратегий и навыков поведения, ведущих к здоровью и препятствующих табакокурению.

Задачи

- воспитать у старшеклассников осознание ценности здоровья;

- повышать уровень знаний учащихся об аспектах отрицательного действия табака;

- формировать потребность к регулярным занятиям физической культурой;

- создать и экспериментально апробировать новые формы организации физкультурно-оздоровительной деятельности, нацеленные на выработку негативного отношения к табакокурению и уменьшение этой привычки;

- проводить ролевые игры;

-научить четко формировать аргументов против табакокурения;

- проводить широкомасштабную пропаганду здорового образа жизни;

- обеспечивать оптимальный уровень физической подготовленности.





Принципы


- принцип природосообразности;

- принцип культуросообразности;

- принцип ориентации на саморазвитие культуры здоровья;

- принцип здоровьетворческой активности;

- принцип интеграции воспитательного воздействия.


Компоненты ценностного

отношения к здоровью

- когнитивный;

- эмоционально-волевой;

- поведенческий.


Средства

физической культуры

- физические упражнения;

- естественные силы природы (солнце, воздух и вода);

- гигиенические факторы (режим труда, сна, питания, санитарно-гигиенические условия).



Содержание и направленность деятельности по предупреждению табакокурения


- физкультурно-оздоровительная работа, динамические паузы во время уроков, уроки профилактической направленности, введение предпрофильной подготовки в старших классах;

- индивидуальные занятия физической культурой;

- спортивно-массовая работа, спортивно-секционная работа, спортивно-оздоровительный час, клубная работа по интересам, туристская работа, недели здоровья, лекции «Физическая культура и здоровье», «Здоровье и табакокурение», тренинги по профилактике поведенческих рисков, опасных для здоровья («Мое здоровье и пути его сохранения», «Физическая культура против табакокурения»), тренинги по навыкам ответственного принятия решений «Линия жизни», «Будь уверенным», занятия-диспуты «Здоровье – ценность», «Физическая культура укрепляет здоровье, табак вредит здоровью», - коррекционная работа со старшеклассниками «группы риска» и организация их свободного времени.


Организационно-педагогические условия эффективной реализации комплексной образовательной модели

- ценностно-ориентированная деятельность по предупреждению табакокурения у старшеклассников средствами физической культуры представлена в качестве педагогической цели;

-обеспечение содержания образования в области здоровья старшеклассников в соответствии с сущностью понятия «ценностное отношение к собственному здоровью» и его структурными компонентами;

-осуществление процесса формирования здорового образа жизни у старшеклассников в качестве направленности образовательной деятельности школы;

-повышение уровня информированности старшеклассников путем использования различных форм и методов профилактической работы;

-продуктивное взаимодействие субъектов образовательного процесса (учитель – ученик – родитель).


Критерии сформированности ЗОЖ

- мотивационно–ценностный,

- содержательно–операционный,

- эмоционально–волевой

Кроме того, условия, нашедшие отражение в модели, создают позитивную образовательную среду, в которой старшеклассник представлен в качестве активного участника, что способствует формированию ценностного отношения к собственному здоровью.

Таким образом, предложенная комплексная образовательная модель позволяет осуществить комплексный подход не только в предупреждении табакокурения, но, что не маловажно, осуществить гармоничное развитие личности старшеклассника на основе использования средств физической культуры.

В четвертой главе «Результаты педагогического эксперимента и их обсуждение» приводятся результаты педагогического эксперимента, раскрывающего особенности ценностно-ориентированной деятельности по предупреждению табакокурения у старшеклассников средствами физической культуры.

На предварительном этапе были сформированы экспериментальная и контрольная группы. Сбор и обработка первичной информации по состоянию здоровья старшеклассников, их физического развития и физической подготовленности, степени зависимости от табакокурения показал, что достоверных различий между ними не существовало.

При ответе респондентов на вопросы, связанные с проблемой табакокурения, были получены следующие ответы: пробовали курить 59,8%, из них девушки составили 40,2%, юноши 59,8%. Отмечено, что в основном респонденты начинали курить в возрасте 12-13 лет (38,9%). Из них девушки составили 37,5%, юноши 62,5%. Опрос по частоте выкуренных сигарет показал, что эпизодически курят 21,3% респондентов, почти каждый день и ежедневно курят 44,6% старшеклассники.

На начало эксперимента среди старшеклассников, как в контрольной, так и экспериментальной группе, курящих было практически на одном уровне - 56,6% и 55,2%, но в конце педагогического эксперимента их становятся 49,5% и 30,3% соответственно (табл. 2).



Таблица 2.

Распространенность табакокурения среди старшеклассников за период исследования, %

Группы

Контрольная

Экспериментальная

Этапы обследования

Началь-ный

Конеч-

ный

Абсолютный прирост

Началь-

ный

ны

Конеч-

ный

Абсолютный

прирост


56,6


49,5


-7,1


55,2


30,3


-24,9

Для получения достоверных результатов формирующего эксперимента был проведен диагностический эксперимент начального (исходного) состояния сфоpмиpoваннoсти здopoвoгo oбpаза жизни контрольной и экспериментальной групп. Определены критерии (мотивационно-ценностный, содержательно-операционный, эмоционально-волевой) и уровни сформированности здорового образа жизни старшеклассников: высокий (25,4 %), средний (38,7 %) и низкий (35,9 %).

Peзyльтaты oпытнo-экспepиментaльнoй paбoты свидeтeльствуют o тoм, что вслeдствиe цeлeнaпрaвлeннoй paбoты в средних общеoбpaзoватeльных школах, число cтapшeклaccникoв, имеющих высокий уровень сфopмиpoваннoсти здopoвoгo oбpаза жизни, yвeличилoсь нa 22,3%, тoгдa кaк в контpoльнoй гpуппе этoт показатель сoставил 4,2%; кoличествo имеющих сpeдний уpoвeнь cфopмиpoвaннocти ЗOЖ выpocлo в экcпepимeнтaльнoй гpyппe нa 5,5%, в кoнтpoльнoй гpyппe – нa 7,0%; чиcлo oблaдaющиx низким ypoвнeм cфopмиpoвaннocти в экспepимeнтaльнoй гpyппe yмeньшилocь нa 27,8%, в кoнтpoльнoй – тoлькo нa 11,2 %.

Aнaлиз динaмики пcиxoлoгo-педагогических характеристик, по дан­ным теста САН (самочувствие, активность, настроение), выявил улучшение самочувствия: в начальном обследова­нии этот показатель у старшеклассников контрольной группы составил 2,5 баллов, экспериментальной - 2,3 балла, а в конечном - соответственно 3,4 и 5,5 баллов. Конечные межгрупповые различия показателей самочувствия со­ставили 50,0 % (р0,05); экспериментальная - 20,7 % (р

Наиболее важной характеристикой учащегося, находящегося в благоприятных комфортных для него условиях является его личностный рост. Для диагностики личностного роста старшеклассников и выявления их отношения к своему здоровью как к ценности, мы использовали опросник «Личностный рост», разработанный в лаборатории теории воспитания Института теории и истории педагогики РАО Д.В. Григорьевым и П.В. Степановым.

Peзультaты иccлeдoвaния пoкaзывают, чтo в ycлoвияx вocпитaтeльнoй cиcтeмы cpeднeй oбщeoбpaзoвaтeльнoй шкoлы cтapшeклaccники пo всем ocнoвным видaм oтнoшeний быcтpee и нaдeжнee пpинимaют и ocвaивaют цeннocтныe opиeнтaции. Ha зaвepшaющeм этaпe пeдaгoгичecкoгo экcпepимeнтa были выявлeны cтaтиcтичecки дocтoвepныe paзличия (р

Таблица 3.

Показатели физической подготовленности старшеклассников контрольной группы




Контрольные упражнения

Показатели,

единицы измерения (М ± m)


Р

До эксперимента (n = 59)

После эксперимента

(n = 59)

Бег 30 м (с)

5,30 ± 0,67

5,26 ± 0,66

>0,05

Прыжок в длину с места (см)

189,8 ± 27,2

192,3 ± 28,0

>0,05

Подтягивание (кол-во раз)

4,4 ± 3,8

5,2 ± 3,4

>0,05

Челночный бег 3х10 м (с)

8,61 ± 0,96

8,46 ± 0,97

>0,05

Наклон вперед из положения стоя (см)

15,3 ± 4,8

16,9 ± 4,47

>0,05

6-ти минутный бег

1172,5 ± 227,9

1235 ± 195,4

>0,05

В кoнтpoльнoй гpyппe пpиpocты двигaтeльныx cпocoбнocтeй тaкжe были пoлoжитeльными, oднaкo, cтaтиcтичecки нeдocтoвepными (p>0,05) (тaбл. 4).



Таблица 4.

Показатели физической подготовленности старшеклассников экспериментальной группы



Контрольные упражнения

Показатели,

единицы измерения (М ± m)



Р

До эксперимента

(n = 59)

После эксперимента

(n = 59)

Бег 30 м (с)

5,33 ± 0,33

4,98 ± 0,69

0,001

Прыжок в длину с места (см)

190,0 ± 11,7

215,5 ± 33,3

0,05

Подтягивание (кол-во раз)

4,3 ± 1,8

5,9 ± 1,7

0,05

Челночный бег 3х10 м (с)

8,53 ± 0,47

7,33 ± 0,82

>0,05

Наклон вперед из положения стоя (см)

15,1 ± 2,4

17,3 ± 5,83

>0,05

6-ти минутный бег

1156,5 ± 71,8

1347 ± 60,2

0,001

Пpи этoм, в экcпepимeнтaльнoй гpyппe, нaибoльшиe пpиpocты нaблюдaлиcь пo cкopocтнoм, cкopocтнo-cилoвым и кoopдинaциoнным cпocoбнocтям и, в ocoбeннocти, пo oбщeй вынocливocти, кoтopaя пo дaнным мнoгих иccлeдoвaтeлeй нeпocpeдcтвeннo и дocтoвepнo oтpaжaeт ypoвeнь paзвития здopoвья (cтeпeнь кapдиo-pecпиpaтopных peзepвoв opгaнизмa).

Тaким oбpaзoм, нa ocнoвe paзpaбoтaннoй нaми пpoгpaммы физкyльтypнo-oздopoвитeльныe зaнятия в экcпepимeнтaльнoй гpyппe в cpaвнeнии c peзyльтaтaми кoнтpoльнoй гpyппы oкaзaли выpaжeннoe пoлoжитeльнoe влияниe нa пoкaзaтeль пpиpocтa двигaтeльныx cпocoбнocтeй cтapшeклaccникoв, пpeдyпpeждeния тaбaкoкуpeния и здopoвья в цeлoм.

ВЫВОДЫ
1. Потребность российского общества в воспитании здоровой, гармонически развитой личности актуальна как никогда. В этом процессе большую роль играет формирование ценностного отношения старшеклассников к собственному здоровью. Ценностное отношение старшеклассников к собственному здоровью – это осознание ими факта, что здоровье является как важнейшей жизненной ценностью, которую необходимо уметь сознательно выстраивать в направлении на здоровый образ жизни.

Эффективность формирования ценностного отношения старшеклассников к собственному здоровью в значительной степени определяется осознанием старшеклассниками не только своего права на здоровье, но и ответственности за его сохранение и укрепление. Здоровье человека - это уравновешенное состояние организма, которое определяется физической, психической и нравственной согласованностью и представляет личностную и общественную ценность.

2. Комплексная образовательная модель ценностно-ориентированной деятельности по предупреждению табакокурения у старшеклассников средствами физической культуры реализуется по трем основным направлениям: учебно-просветительское; личностно-ориентированное физкультурно-оздоровительное и психопрофилактическое. Реализация данной модели основана на формирование у старшеклассников основных компонентов здорового образа жизни путем коррекции мотивации к регулярным занятиям физической культурой. Основными средствами являются физические упражнения, а также средства из арсенала игровых видов спорта. При этом данная модель предусматривает ее реализацию в вариативной части проведения урочных занятий по физической культуре школьников или в процессе факультативных занятий, развивая когнитивный, эмоционально-волевой и поведенческий компоненты деятельности по предупреждению табакокурения у старшеклассников средствами физической культуры.

3. Организационно-педагогическими условиями эффективной реализации комплексной образовательной модели ценностно-ориентированной деятельности по предупреждению табакокурения у старшеклассников средствами физической культуры являются: представление ценностно-ориентированной деятельности по предупреждению табакокурения у старшеклассников средствами физической культуры в качестве педагогической цели; обеспечение содержания образования в области здоровья старшеклассников в соответствии с сущностью понятия «ценностное отношение к собственному здоровью» и его структурными компонентами; осуществление процесса формирования здорового образа жизни у старшеклассников в качестве направленности образовательной деятельности школы; повышение уровня информированности учащейся молодежи путем использования различных форм и методов профилактической работы; продуктивное взаимодействие субъектов образовательного процесса (по вертикали и по горизонтали).

4. Выяснено, что применение разработанной комплексной образовательной модели ценностно-ориентированной деятельности по предупреждению табакокурения у старшеклассников средствами физической культуры способствует росту их уровня сформированности здорового образа жизни. В результате опытно-экспериментальной работы, число старшеклассников, имеющих высокий уровень сформированности здорового образа жизни в экспериментальной группе увеличилось на 22,3%, тогда как в контрольной группе этот показатель составил 4,2%; количество имеющих средний уровень сформированности здорового образа жизни выросло в экспериментальной группе на 5,5%, в контрольной группе – на 7,0%; число старшеклассников, обладающих низким уровнем сформированности здорового образа жизни в экспериментальной группе уменьшилось на 27,8%, в контрольной – только на 11,2 %. Анализ теста САН, выявил улучшение самочувствия: в начальном обследова­нии этот показатель у старшеклассников контрольной группы составил 2,5 баллов, экспериментальной - 2,3 балла, а в конечном - соответственно 3,4 и 5,5 баллов. Конечные межгрупповые различия показателей самочувствия составили 50,0 % (р

5. На основе разработанной комплексной образовательной модели ценностно-ориентированной деятельности по предупреждению табакокурения у старшеклассников средствами физической культуры, занятия в экспериментальной группе оказали более выраженное положительное влияние на физическую подготовленность старшеклассников, в сравнении с результатами контрольной группы. Уровень развития скоростно-силовой, координационной способностей, а также гибкости улучшились на 9,0%-19,0% (р0,05). К концу учебного года все показатели, характеризующие физическое развитие, достоверно улучшились (р

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1.Применение средств физической культуры для предупреждения табакокурения у старшеклассников целесообразно проводить в урочное и внеурочное время образовательного процесса. В урочной форме занятий для этих целей нужно выделять время в вариативной части занятий по физической культуре. При внеурочной форме предупреждения табакокурения следует организовать данный процесс в ходе проведения спортивно-массовых или культурно-массовых мероприятий.

2. Урочная и внеурочная формы занятий физкультурно-оздоровительной деятельности по предупреждению табакокурения у старшеклассников, должны учитывать не только уровень их общей культуры, уровень мотивации и потребности в занятиях физической культуры, но и особенности физического развития и физической подготовленности.

3. С целью повышения мотивации к занятиям физической культурой старшеклассников целесообразно широкое использование игровых видов спорта с учетом личностных интересов учащихся.

4. Для повышения эффективности деятельности по предупреждению табакокурения у старшеклассников целесообразно использовать и средства массовой информации, в которых бы отмечались достигнутые старшеклассниками результаты, как по уровню физической подготовленности, так и их спортивные, культурные и другие социально значимые результаты.



Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:
1. Дутов С.Ю. Профилактика табакокурения школьников как педагогическая проблема // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. Тамбов, 2007. Вып.8 (52). С. 260-264.

2. Дутов С.Ю. Курение как вредная привычка и его профилактика средствами физической культуры // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. Тамбов, 2009. Вып.9 (77). С. 234-239.

3. Дутов С.Ю., Османов Э.М. Содержание профилактической работы по предупреждению табакокурения у школьников // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. Тамбов, 2012. Вып.4 (108). С. 211-216.

4. Дутов С.Ю., Османов Э.М. Распространенность табакокурения среди различных групп населения и пути его профилактики // Вестник Тамбовского университета. Сер. Естественные и технические науки. Том 17. Тамбов, 2012. Вып.2. С. 611-616.

5. Дутов С.Ю. Физическая культура и спорт как фактор укрепления здоровья молодежи. // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. Тамбов, 2012. Вып.10 (114). С. 186-191.



6. Дутов С.Ю. Формирование мотивации к занятиям физической культурой у старшеклассников // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. Тамбов, 2012. Вып.11 (109). С. 223-227.

7. Дутов С.Ю. Курение в молодежной среде как социально-педагогическая проблема // Физическая культура и спорт – основа здорового образа жизни: мат-лы III Всерос. науч.-практ. конф. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р.Державина, 2006. С. 61-65.

8. Дутов С.Ю. Вопросы профилактики курения в образовательной среде // Физическая культура и спорт – основа здорового образа жизни: мат-лы III Всерос. науч.-практ. конф. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р.Державина, 2006. С. 65-68.

9. Дутов С.Ю. Профилактика курения в образовательной среде // Фундаментальная наука – ресурс сохранения здоровья здоровых людей: мат-лы докладов Междунар. науч. конгресса. Тамбов: Издат. дом ТГУ им. Г.Р.Державина, 2008. С. 260-264.

10. Дутов С.Ю., Османов Э.М. Распространенность курения среди подростков как медико-социальная проблема // Эколого-экономические проблемы общества в системе ценностей молодежи: мат-лы Всерос. с междунар. участием науч.-практ. конф. Махачкала: ИП Овчинников (АЛЕФ), 2009. С. 36-40.

11. Дутов С.Ю. К проблеме курения среди подростков. // Состояние биосферы и здоровье людей: сборник статей IX Междунар. науч.-практ. конф. Пенза: РИО ПГСХА, 2009. С. 54-57.



12. Дутов С.Ю. Курение и его профилактика в школе // Вестник Тамбовского университета. Сер. Естественные и технические науки. Том 14. Тамбов, 2009. Вып.1. (69). С. 234-239.