страница 1
|
|||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Методические рекомендации по дисциплине: Акмеология физической культуры и спорта - страница №1/1
СМОЛЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА Учебно-методические рекомендации по дисциплине: Акмеология физической культуры и спорта для специальности: 032.101.65 «Физическая культура и спорт» Факультет: заочного обучения Кафедра педагогики и психологии Курс: 6 Семестр: 11 Лекций: 8 часов Семинарских занятий: 4 часов Самостоятельная работа: 78 часов Зачет: семестр 11 Всего часов - 90 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 1. Краткая характеристика основной образовательной программы Учебно-методический комплекс по акмеологии физической культуры и спорта составлен с учетом государственного образовательного стандарта по направлению 032100 (физическая культура) и по направлению 032101 (ФКиС). Учебная дисциплина «Акмеология физической культуры и спорта» входит в цикл общепрофессиональных дисциплин (ОПД), ОПД.Ф.14. При профессиональной подготовке специалистов по физической культуре и спорту изучается много учебных дисциплин. В большинстве случаев знания носят разрозненный характер. Данный курс имеет интегрирующее значение. Акмеология взаимосвязана с психологией, педагогикой, технологией обучения, психолого-педагогическими аспектами преподавательской деятельности в высшей школы, социологией. Благодаря освоению данного курса студент познает себя свои достоинства и недостатки, способен наметить направления самосовершенствования и профессионального становления, готовность к осуществлению профессиональной деятельности на творческом уровне.
2. Требования к уровню освоения программы. Формы промежуточного и итогового контроля. 2.1.Основные требования, предъявляемые к специалисту Уровень усвоения содержания курса «Акмеология физической культуры и спорта» зависит от того, к какой структурной группе относится та или иная часть содержания. В группе «Знания о мире и способах деятельности» могут быть следующие уровни усвоения: l - й уровень - восприятие, осмысление, запоминание; 2 - й уровень - применение знаний в знакомой ситуации; 3 - й уровень - применение знаний в новой ситуации. В группе «Опыт осуществления способов деятельности» могут быть та- кие уровни усвоения: l - й уровень - эмпирическое осуществление способов деятельности; 2 - й уровень - осуществление способов деятельности по образцу; 3 -й уровень - осуществление способов деятельности в незнакомой ситуации. В группе «Опыт творческой деятельности» могут быть следующие уровни усвоения: 1- й уровень - выявление и формулировка проблемы; 2 - й уровень - частично-поисковая деятельность; 3 - й уровень - исследовательская деятельность. В итоге изучения курса cтyдeнты должны знать: - основные понятия и положения по всем темам; - структурные взаимосвязи элементов содержания внутри каждой темы, раздела и между разделами (системность знаний); - применять знания на практике; - осуществлять самоанализ и самопознание себя как личности и определять направления самосовершенствования; - разрабатывать тесты различной направленности; - осуществлять коллективную мыследеятельность; - определять уровень обучающей деятельности педагога по функциональному аспекту; - проводить анализ учебного занятия и определять эффективность технологии обучения; - анализировать достижения выдающихся людей и выявлять условия успешного осуществления творческой деятельности. 2.3.Формы текущего, промежуточного и итогового контроля Курс «Акмеология физической культуры и спорта» общим объемом 90 час. Завершается недифференцированным зачетом, который охватывает: выявление уровня усвоения знаний; определение уровня сформированности умений, навыков; выполнение индивидуальной и в коллективной деятельности творческих заданий. Обязательным условием получения зачета является написание реферата по одной из акмеологических проблем. Примерная тематика рефератов 1. Становление акмеологии как науки: ее объект, предмет и методы исследования. 2. Профессионализм личности и деятельности педагога. 3.Профессиональная направленность и способности - факторы движения к вершинам мастерства. 4. Задачи и этапы самосовершенствования человека. 5. Возможности профессионального самосовершенствования тренеров и спортсменов. 6. Педагогический опыт как одна из основ педагогического мастерства. 7. Объективные и субъективные факторы достижения вершин профессионализма. 8. Содержание профессиональной подготовки специалистов по ФК и С как средство развития личности. 9. Педагогическая технология и мастерство преподавателя. 10. Личностно-ориентированное обучение на основе «Педагогики сотрудничества». 11. Объект обучающей деятельности педагога как целостное педагогическое явление. 12. Акмеологическая направленность содержательных и процессуальных составляющих педагогического процесса при подготовке специалистов по ФК и С. 13. Виды педагогической компетентности и ее проявление в деятельности тренера. 14. Технология организации и осуществления педагогического общения в процессе физкультурно-спортивной деятельности. 15. Определение эффективности педагогической технологии. 16. Акмеологический портрет тренера. 17. Творческие вершины выдающихся людей и прогресс человечества. Вопросы к зачету
3. Перечень основной и дополнительной литературы. Рекомендуемая литература основная 1. Бодалев А.А. Акмеология как научная дисциплина. - М., 1993. 2. Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершины профессионализма. - М., 1993. 3. Костихина Н.М. Акмеология физической культуры и спорта. – М., 2005. 4. Хозяинов Г.И. Основы акмеологии. - М., 2000. - 2-е изд. 1998. 2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человековедения. - М., 1980. 3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л., 1968. 4. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М., 2002. 5. Кан- Калик В.А. Педагогическое творчество. – М. : Просвещение, 1990. 6. Кузьмина Н.В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. 7. Кузьмина Н.В. (Головко-Гаршина) Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования. - М., 2001. 8. Кухарев Н.В. Диагностика педагогического мастерства и педагогического творчества. – Минск,1996. 9. Махмутов М.И. Проблемное обучение. - М., 2001. 10. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. – М., Магистр, 1997. 11. Хозяинов Г.И. Мастерство педагога в процессе образования и обучения.- М., «Физическая культура», 2006. 12. Хозяинов Г.И. Определение уровня обучающей деятельности педагога по системе «ЛИДЕР». - М., 1996. Освоение курса предполагает большой объем самостоятельной работы, который способствует повышению эрудиции, знаний в области профессионального становления будущего специалиста по физической культуре и спорту. Для этого необходимо изучить и осмыслить основную и дополнительную литературу по курсу. Знание и умение использовать систему определения профессионализма педагога. Определять критерии уровня профессионализма педагога по функциональному аспекту, по результативно – личностному аспекту. Индивидуальное выполнение заданий требует творческого подхода к изучению данной дисциплины. Этому способствует технология проведения учебных занятий по курсу и творческая работа над рефератом по одной из тем многочисленных направлений. Выбор темы реферата зависит от интереса и уровня подготовки к профессиональной педагогической деятельности. 2.Кан- Калик В.А. Педагогическое творчество. – М. : Просвещение, 1990. 3.Костихина Н.М. Акмеология физической культуры и спорта. – М., 2005. 4. Кухарев Н.В. Диагностика педагогического мастерства и педагогического творчества. – Минск,1996. 5. Хозяинов Г.И. Основы акмеологии. - М., 2000. - 2-е изд. 1. Акмеологические проблемы подготовки преподавателей. - М., Шуя. 1998. 2. Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершины профессионализма. - М., 1993. 3. Кузьмина Н.В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. 4. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. – М., Магистр, 1997. |
|