Похожие работы
|
Методические указания, контрольные задания и типовые примеры по теоретической электротехнике - страница №1/8
Министерство образованИя и науки Украины Донецкий НАЦИОНАЛЬНЫЙ Технический Университет Методические указания,контрольные задания и типовые примерыпо теоретической электротехникеЧасть I Донецк-ДонНТУ - 2004 Министерство образованИя и науки Украины Донецкий НАЦИОНАЛЬНЫЙ Технический Университет Методические указания,контрольные задания и типовые примерыпо теоретической электротехникеЧасть I Рассмотрено на заседании кафедры электромеханики и ТОЭ. Протокол № 6 от 24.12.2003. Утверждено на заседании учебно-издательского совета ДонНТУ. Протокол № 11 от 01.03.04. Донецк ДонНТУ - 2003 Методические указания,контрольные задания и типовые примерыпо теоретической электротехникеЧасть I Составители: Денник Виталий Федотович Эсауленко Владимир Александрович Фёдоров Михаил Михайлович Черников Виктор Юрьевич Корощенко Александр Владимирович Чорноус Виталий Петрович Антамонов Валентин Харитонович Михайлов Владимир Евгеньевич Журавель Елена Анатольевна Апухтин Михаил Владимирович Немолякина Лилия Георгиевна УДК 621.3.01 (07) Составители: В.Ф. Денник, проф. В.А. Эсауленко, проф. М.М. Фёдоров, проф. В.Ю. Черников, доц. А.В. Корощенко, доц. В.П. Чорноус, доц. В.Х. Антамонов, доц. В.Е. Михайлов, доц. Е.А. Журавель, ст.пр. М.В. Апухтин, асс. Л.Г. Немолякина, асс. Отв. за выпуск В.Ф. Денник, проф. CОДЕРЖАНИЕ Общие указания к выполнению контрольных работ………………………. 4 1. Линейные цепи постоянного тока …………………………………….….. 6 2. Однофазные цепи синусоидального тока……………………………….. 19 3. Трехфазные цепи………………………………………………………….. 37 4. Четырехполюсники и частотные фильтры……………………………… 52 5. Цепи несинусоидального тока…………………………………………… 65 Литература …………………………………………………………………… 73 ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ Изучение дисциплин, которые могут быть объединены понятием «Теоретическая электротехника», требует систематической, самостоятельной работы над учебной литературой, выполнения лабораторного практикума и решения задач контрольных работ в соответствии с рабочей программой, которая должна выдаваться каждому студенту на установочных лекциях. Контрольные задания выполняются после изучения студентами соответствующих разделов курса по учебнику или учебному пособию с учетом следующих требований. 1. Задачи с небольшой расчетной частью рекомендуется решать в общем виде и затем в полученные формулы подставлять числовые значения величин. 2. Для задач с громоздкими вычислениями необходимо сначала показать общий метод решения, составить соответствующие уравнения, которые удобнее затем решать с подставленными числовыми значениями. 3. Все графические построения необходимо выполнять тщательно (с применением чертежных принадлежностей) и с обязательным указанием принятых масштабов. 4. Результаты, полученные при решении задачи, по возможности рекомендуется проверить несколькими методами. 5. Если при решении задачи или при изучении теоретического материала возникнут трудности, необходимо обратиться за консультацией к преподавателю, указывая при этом свои соображения по решению задач. Работа над контрольным заданием помогает студентам проверить степень знания курса, вырабатывает навыки четко и кратко излагать свои мысли. Для успешного достижения этой цели необходимо руководствоваться следующими правилами: - начиная решение задачи, необходимо иметь четкое представление о том, какие физические законы или расчетные методы положить в основу ее решения; - тщательно продумать, какие буквенные символы использовать при решении задачи, причем необходимо пояснить значение каждого символа словами или же соответствующими изображениями на схеме; - в начале решения задачи выбрать положительные направления искомых токов (или других величин), указать их на схеме стрелками и обозначить соответствующими буквами с индексами; - если одна и та же задача решается двумя методами, то в обоих случаях одна и та же величина должна обозначаться одинаково; - промежуточные и окончательные результаты должны быть выписаны на отдельных строчках и ясно выделены из общего текста; - решение задачи не следует перегружать приведением всех алгебраических преобразований и арифметических расчетов; - при вычерчивании электрических схем следует строго соблюдать обозначения и размеры, предусмотренные ГОСТом; - каждый этап решения задачи должен сопровождаться соответствующими пояснениями; - при построении графиков на осях координат надо наносить равномерные шкалы и указывать величины, откладываемые по осям координат, а также единицы их измерения. На титульном листе контрольного задания следует указать номер задания, фамилию, имя и отчество студента, шифр и домашний адрес. Контрольная работа должна быть подписана студентом. Выбор варианта контрольной работы. Номер варианта определяется двумя последними цифрами шифра студента. Например, если шифр студента 23862, то номер его варианта 62. Цифру 6 следует считать первой цифрой варианта, а цифру 2 – второй. Если в задаче предлагается 10 схем и 10 вариантов численных данных, то номер схемы выбирается по второй цифре варианта, а номер варианта численных данных – по первой. Если же в задаче предлагается только одна схема, то численные данные выбираются как по первой, так и по второй цифрам варианта. Выбор задач, подлежащих обязательному решению студентами различных специальностей, производится в соответствии с рабочей программой, которая должна выдаваться каждому студенту на установочных лекциях.
1.1. Вопросы, подлежащие изучению Электрическая цепь и её элементы. Схема электрической цепи. Линейные резистивные элементы. Эквивалентные схемы замещения источников электрической энергии. Неразветвленные и разветвленные электрические цепи, основные топологические понятия: ветвь, узел, контур. Законы Ома, Кирхгофа, Джоуля-Ленца. Методы анализа и расчета сложных цепей: метод уравнений Кирхгофа, метод узловых потенциалов и узлового напряжения, метод контурных токов, метод наложения. Применение матриц для расчета сложных цепей. Основные свойства и преобразования цепей. Свойство взаимности. Теорема о компенсации. Линейные соотношения между напряжениями и токами. Теорема об эквивалентном генераторе (активном двухполюснике). Потенциальная диаграмма. Энергетический баланс в электрических цепях. Простейшие эквивалентные преобразования схем. Преобразование пассивных трехполюсников. - выполнить анализ цепи, указав количество уравнений, которые придётся решать по основным расчётным методам; - на основании законов Кирхгофа составить систему уравнений для определения токов во всех ветвях (решать их не следует); - выполнить расчёт токов методом контурных токов. Правильность расчёта проверить составлением баланса мощностей цепи; - рассчитать токи методом узловых потенциалов. В качестве проверки построить потенциальную диаграмму для контура “а-b-с-d-a” . Параметры источников и других элементов цепи приведены в табл. 1.1. Таблица 1.1
Задача 1.2. Для схемы электрической цепи постоянного тока, представлен-ной на рис. 1.2, необходимо выполнить следующее: - выполнить анализ цепи, указав количество уравнений, которые придётся решать по основным расчётным методам; - на основании законов Кирхгофа составить систему уравнений для определения токов во всех ветвях (решать их не следует); - выполнить расчёт токов методом контурных токов. Правильность расчёта проверить составлением баланса мощностей цепи; - рассчитать токи методом узловых потенциалов. В качестве проверки построить потенциальную диаграмму для любого контура, включающего в себя ветвь с источником ЭДС; - рассчитать токи методом наложения; - ток в ветви, указанной в таблице вариантов, рассчитать методом эквивалентного генератора. Параметры источников и других элементов цепи приведены в табл. 1.2. следующая страница >> |
|