Разработка праздника день птиц - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Квн «День птиц» Старшая группа Воспитатель: Скрипченко К. А. 1 28.59kb.
Сценарий праздника «День семьи» 1 57.71kb.
Достопримечательности сайпан: Остров Птиц 1 49.03kb.
История праздника 8 марта 1 23.83kb.
Птицы наши друзья 1 46.8kb.
Иконография праздника 1 14.58kb.
Сценарий праздника «День Победы» 1 75.72kb.
Портрет на фоне праздника Моряк по воле судьбы, защитник по рождению 1 30.77kb.
Программа празднования зимнего престольного праздника Свято-Георгиевского... 1 67.01kb.
Урок биологии и …русского языка. Тема урока: «Экологические группы... 1 58.75kb.
«Что мы знаем о птицах» 1 61.64kb.
Остров Петерманн 1 37.35kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Разработка праздника день птиц - страница №1/1

Разработка праздника

ДЕНЬ ПТИЦ

ЦЕЛИ: познакомить учащихся с многообразием пернатых; дать представление о разновидностях птиц, происхождении названий некоторых птиц; прививать любовь и бережное отношение к родной природе, расширять кругозор учащихся.

ОБОРУДОВАНИЕ: открытки и рисунки с изображением птиц, о которых говорится; значки птиц; рисунки со схемами полёта птиц; кроссворд «Орнитология»; листы с заданием; запись птичьих голосов, песни о птицах, по 2 песни от каждой команды.

Ведущий: Давайте, ребята, отправимся с вами за ….чудесами! Да, да, за чудесами! Даже взрослые- и те встречаются с неведомым, таинственным, удивительным! А уж вы, ребята! Что ни шаг, то для вас новое чудо!

Когда ты идёшь по тропинке лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Одно «почему» меж деревьями мчится,

Летит по пятам за неведомой птицей,

Другое пчелою забралось в цветок.

Пойдём-ка, дружок, по тропинке вдвоём,

Ответы искать под зелёным шатром!

Снится ночью пауку

Чудо- юдо на суку:

Длинный клюв и два крыла

Прилетит- плохи дела

А кого паук боится?

Угадали? Это…..( птица).

Начиная с 1923 года школьники нашей страны ежегодно проводят в марте- апреле в дни весенних каникул традиционный День птиц. Птицы издавна привлекали внимание человека. Людей восхищали их яркое оперение, их смелые стремительные полёты, мелодичное пение.

Наблюдая пернатых, люди расширяли свои знания .Несомненно, первые мысли о воздухоплавании, стремление научиться летать зародились при взгляде на птиц. Наблюдения за их жизнью сыграли большую роль в развитии естественных наук.

До сих пор работают учёные над интереснейшей научной проблемой-тайной ежегодных перелётов птиц.

Сегодня День птиц празднуют сотни тысяч школьников. Они готовятся к этому дню очень тщательно: делают домики, кормушки и развешивают их для привлечения птиц.

Но прежде давайте разберёмся, кто такие птицы.

  1. Птицы - это песнь и полёт! Это голоса наших лесов, полей, гор и пустынь. Песни птиц звучат на земле круглый год, голоса их слышны днём и ночью.

  2. Птицы- дети воздуха. Покорители воздушного океана. Они могут подняться выше облаков и гор, перелететь через пустыню и море.

  3. Птицы- дети радуги. Перья их переливаются всеми мыслимыми и немыслимыми цветами.

  4. Птицы - верные наши помощники , защитники наших лесов, полей, садов, огородов от вредных короедов и листогрызов, плодожорок грызунов.

  5. Птицы - это тайна и красота. Птицы - это наши друзья. Невозможно даже представить нашу Землю без птиц!

ИГРА «ОТГАДАЙ ЗАГАДКУ И БЫСТРО ВСТАНЬ В РЯД, ЧТОБЫ МОЖНО БЫЛО ПРОЧИТАТЬ ОТГАДКУ»

Каждой команде даётся 15 карточек с буквами: А В Г Е И К Л Н О П Р С Ц Ч Я. Отгадав загадку, ребята быстро встают в ряд.

ЗАГАДКИ

Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Взад-вперёд по пашне вскачь,

А зовётся птица…( грач)

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит,

Тычет клювом наугад-

Ищет в речке лягушат.

На носу повисла капля…

Узнаёте? Это…( цапля)

Распустила хвост жар-птица,

Он горит и золотится.

Из заморских к нам долин

Этот хвост принёс …( павлин)

Мы построили вдвоем

Для гостей весенний дом.

А верней сказать –дворец.

Прилетай скорей …(скворец).

Ночь, как смоль, черным - черна,
Серой птице не до сна:


Меж кустов, как тень, скользит,

Караулит, кто не спит.

Ловит каждый шорох чутко,

А как крикнет- станет жутко,

Вздрогнет спящая трава,

Это ухает… ( сова).

После каждой отгадки показ птицы ( слайды или картинки )

ПТИЧЬИ ПОРТРЕТЫ

Птицы везде – над вами, вокруг вас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на речке, и в горах. Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов, Чтобы только посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит, Но тех, которые живут в лесу, или рядом с нами недалеко от нашего дома, надо знать.

Шумят, галдят, кричат с утра до вечера. Разговаривают пернатые друг с другом и с нами. Давайте прислушаемся.

( Звучит запись птичьих голосов )

Разные птицы подают голос по-разному. Из звуков, которые они издают, и образовались названия многих птиц.

« Синь- синь!» - посвистывает синица.

« Чи – чи! Чи – чи!» - вторит ей чиж.

« Гра - гра!» - представляется грач.

« Сквор – сквор!» - поют скворцы.

1 уч. Имя ЗАРЯНКИ подходит птичке, которая песней встречает утреннюю и вечернюю зори. (По ходу рассказа показывается иллюстрация птиц)

В чаще лесной у полянки

Рада вечерней поре.
Птичка лесная зарянка


Песню запела заре.

2 уч. СОЙКА или ГОРИХВОСТКА. Эта птица названа так за свой хвост красного цвета, который всё время подрагивает. Кажется, что он вспыхивает огоньком, сияет, поэтому сойку и назвали горихвосткой.

Чёрно – белая манишка,

Подвижной, с рыжинкой хвост…
На селе любой парнишка


Сразу скажет «Горихвост»

3 уч. ЗЯБЛИК. Почему называется так эта птица? Потому что зябнет? ( Рассуждения учащихся) Оказывается, зяблик совсем не боится холода и прилетает ранней весной, когда на полях лежит ещё снег. Да и улетает поздней осенью в холодное, зябкое время. За то, что эта птица прилетает и улетает в зябкое время, и назвали её зябликом.

4 уч. КЛЕСТ. Название этой птицы произошло от старого русского слова « клестить», что значит «сжимать, сдавливать, стискивать». Клюв у этой птицы загнут крест- анакрест. Он как будто сжат.

5 уч. СВИРИСТЕЛЬ. В древние времена в русском языке существовало слово « свирест» со значением « свист», «визг». Название птицы свиристель и название музыкального инструмента свирель – родственные слова.

ВИКТОРИНА

-Поразмыслив, не спеша, один вопрос - три ответа. Найди правильный!

( Поочерёдно помощники задают командам вопросы и зачитывают три варианта ответа. На обдумывание даётся 20 секунд.

ВОПРОСЫ:

  1. Для чего дятел « барабанит»?

- клюв чистит;

-кому-то что-то сообщает*

- музыкой увлекается;

( Дятел не стучит по стволу, дбывая корм, а именно барабанит. Рано весной с вершин сухих деревьев раздаётся раскатистая барабанная дробь, Это пёстрый дятел наигрывает на сухом сучке, сообщая другим птицам, что это его территория, что он здесь хозяин. Этот сигнал служит и приглашением для самки: « Пожалуйста, прилетай, здесь будет наш дом, здесь вдвоём выведем наших птенцов».

  1. Почему у дятла голова от стука не болит и мозг не повреждается?

- дятел имеет крохотный мозг;

- голова на амортизаторах*

- череп сверхкрепкий;

( Вы видели здоровенные дыры на деревьях? Это дятлы добывают себе пропитание. А громкий стук о дерево слышали? И как это у него не болит голова от него? Сильно пальцем по дереву стукнуться, и то больно. А дятлу не больно, и мозг у него в полном порядке. Потому что у птицы этой между клювом и черепом и между черепом и шейными позвонками амортизаторы стоят – пружинистая хрящевая ткань.)

3. Зачем страус голову в песок прячет?

- от страха;

- освобождается от паразитов*

- разыскивает пищу;

( И совсем не из-за страха, как принято считать, а с санитарно- профилактическими целями. Закрыв свои большие глаза и опустив голову в горячий песок, страус ждёт( сколько вытерпит), пока погибнут или сбегут с головы все паразиты. После этого он погружает в песок шею, грудь, взбивает песок крыльями, то есть принимает самые настоящие песочные ванны.)

  1. Сколько перьев у птиц?

- не пересчитать;

- более тысячи;

- более десяти тысяч*

( всё же орнитологи пересчитали и выяснили: у разных птиц и количество перьев разное. Больше всего перьев у лебедя-25 тысяч, причём одна пятая их часть разместилась на голове и прекрасной «лебединой шее». У кряковой утки их 12 тысяч, а голубя всего 2600.)

  1. Какие птицы самые быстрокрылые?

- соколы и ястребы;

- ласточки и стрижи*

- утки и чайки;

( «Эх ты, ласточка-касатка быстрокрылая…» - поётся в одной песне. И как правильно поётся! Действительно самыми быстрокрылыми среди птиц считаются ласточки и стрижи: скорость их полёта может достигать 150 километров в час.)



  1. Почему у журавля всегда рождается только один птенец?

-журавль откладывает толко одно яйцо;

- сильный птенец убивает слабого*

- птенец, вылупившийся первым, выбрасывает из гнезда остальные яйца;

( Журавли откладывают по 2 яйца, но птенец у них остаётся один. Вылупившиеся птенцы тут же начинают жестокую драку, пока один не убьёт другого, а родители стоят рядом и спокойно наблюдают за этим действом.)

7. Какая птица является чемпионом по нырянию?

- утка;

- гагара;

- пингвин*

( Чемпионами по глубоководному нырянию являются представители Арктики и Антарктиды. Так, представительницу Арктики гагару учёные наблюдали из батискафа на глубине 80 метров. Королевский пингвин- житель Антарктиды- ныряет до 200 метров.)

  1. А кто из птиц лучший танцор?

- павлин;

- гусь;

- журавль*

( «Радостным журавлиным криком оглашаются болота. Впереди постройка гнезда, летние родительские заботы. А пока… танцы. Вышагивают, приседают друг перед другом, взмахивая крыльями. По-особому переступают тонкие ноги, по- особому взмахивают серые крылья, по- особому изгибаются стройные шеи. Это особый танец- танец весны.» Так описал танцы журавлей Николай Иванович Сладков. Лучше не опишешь, а лучше никто из птиц и не танцует.)

КОНКУРС «ЖИВЫЕ СИНОНИМЫ»

- Попробуйте вспомнить, как и о ком у нас говорят в народе, используя названия птиц. Итак, продолжите…

ЗАДАНИЕ 1-Й КОМАНДЕ:

  1. Могучий, как…(орёл).

  2. Вольный, как…(птица).

  3. Мудрый, как…(ворон).

  4. Вороватый, как …(сорока).

  5. Важный или спокойный, как …(гусь).

  6. Важный или надутый, как …(индюк).

  7. Верность …(лебединая).

  8. Любовь и нежность…(голубиная).

  9. Ярко, вызывающе одетый…(как павлин).

  10. Длинноногий, как …(журавль).

  11. Большеглазый, как…(филин).

  12. Желторотый, как…(птенец, цыплёнок).

ЗАДАНИЕ 2-Й КОМАНДЕ



  1. Взгляд хищный, как у …(ястреба).

  2. Взгляд зоркий, как у…( сокола).

  3. Нос с горбинкой, или…(орлиный)

  4. Нос приплюснутый или …(утиный).

  5. Шея красивая или…(лебединая).

  6. Выступать величаво, как…(пава).

  7. Плыть (идти плавно)…(лебёдушкой).

  8. Болтать или трещать, как…(сорока)

  9. Щебетать, весело переговариваться, как…(воробей).

  10. Ворковать, как…(голубь).

  11. Накаркать(накликать беду) как…(ворона).

  12. Долбить (говорить одно и тоже), как…(дятел).

КОНКУРС АКТЁРСКОГО МАСТЕРСТВА

Капитаны тянут карточки с заданием- изобразить:

- пение кукушки (для одной команды)

- крик петуха ( для другой команды)

- изобразить дятла так, чтобы узнала другая команда и зрители, кого изображают

-изобразить страуса так, чтобы другая команда узнала или зрители, кого изображают

ПЕРЕЛЁТ ПТИЦ

Учащиеся поют песню «Скворушка»

Вед. О чём эта песня? (Ответы учащихся)

Куда улетают птицы? (ответы)

« Куда улетают птицы каждую осень?»- издавна спрашивал себя человек.

В прошлом, когда птичьи пепрелёты не были изучены, существовало множество самых невероятных вымыслов. Например, в 18 веке один натуралист утверждал, что птицы улетают на …Луну. Добираются туда будто бы за 60 дней и погружаются в спячку, потому что не находят еды.

Другие учёные признавали, что птицы летят в дальние страны. Но считали, что не все летят самостоятельно, а только большие и сильные. Слабые же и маленькие путешествуют пристроившись на спинах больших.

Сейчас же известно, как ни далёк, как ни труден птичий путь, летят они самостоятельно, полагаясь на собственные крылья. Куда же летят птицы?

Учёные выяснили, что маленькие наши пташки- ласточка, стриж, горихвостка, мухоловка и другие- улетают в тропическую Африку. Утки, грачи. Скворцы летят на юго-запад, например во Францию. А некоторые утки и кулики зимуют в Северной Америке. В общем . птицы, гнездящиеся в нашей стране, разлетаются осенью по всем материкам. Самые дальние перелёты совершает близкая родственница чаек - полярная крачка. Эта птица зимует среди льдов морей, омывающих Антарктиду. Чтобы попасть туда, крачки пролетают более 30 тысяч километров.

Всё это мы узнали от учёных, исследующих жизнь пернатых.

А знаете ли вы, ребята, как называется наука, изучающая жизнь птиц? (ответы)

Мы будем отгадывать загадки про птиц, а в выделенной графе получим искомое слово. Будьте внимательны!

КРОССВОРД

  1. У неё глаза большие,

Хищный клюв- всегда крючком.

По ночам она летает.

Спит на дереве лишь днём. (Сова)

  1. Гнездо своё он в поле вьёт,

Где тянутся растения.

Его и песни, и полёт

Вошли в стихотворения!

Хочет- прямо полетит,

Хочет - в воздухе висит,

Камнем падает с высот

И в полях поёт, поёт. (Жаворонок)

  1. Окраска-сероватая,

Повадка вороватая.

Крикунья хрипловатая-

Известная персона. Это… (ворона)

  1. Спинка зеленоватая,

Животиком желтоватая,

Чёрненькая шапочка

И полоска галстучка. (Синица)

  1. Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит?

Голоском речистый,

Кле! Кле! Кле!- поёт со свистом .(Клест)

  1. Он прилетает каждый год
    Туда, где домик его ждёт.
    Чужие песни петь умеет


А всё же голос свой имеет.(Скворец)

7. Весь день рыбак в воде стоял,

Мешок рыбёшкой набивал.

Закончив лов, забрал улов,

Поднялся ввысь и был таков. (Пеликан)

8. Прилетел к нам наконец

Лучший наш певец.

Дни и ночи напролёт

Он поёт. Поёт. Поёт.(Соловей)

9. Сероспинный, красногрудый,

В зимних рощах обитает.

Не боится он простуды

С первым снегом прилетает. (Снегирь)

10. Серенькая птичка,

Птичка-невеличка.

Шеей вертишь ты всегда.

Разве в этом есть нужда? (Вертишейка)

11. Кто в беретке ярко-красной,

В чёрной курточке атласной.

  1. На меня он не глядит, ,

Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел)

--Прочитаем слово в выделенной строке. (ОРНИТОЛОГИЯ)

Орнитология- это наука, изучающая жизнь птиц.

ПТИЧЬИ РАЗГОВОРЫ

Разгадайте птичьи разговоры.

ГУСИ КРЯКАЮТ

СОЛОВЬИ КРИЧАТ
ЖУРАВЛИ ГОГОЧУТ
УТКИ СВИСТЯТ
ВОРОНЫ УХАЮТ
ЛАСТОЧКИ ВОРКУЮТ
ГОЛУБИ КАРКАЮТ
СИНИЦЫ ЩЕБЕЧУТ
СОВЫ ПИЩАТ


С лова, написанные на доске, нужно соединить. (Выбегают учащиеся поочереди из каждой команды)

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Награждение победителей (Грамоты, призы с изображением птиц)

Вед. Хочется наш праздник закончить стихотворением «Просьба» Н.А.Заболоцкого (Читает один из учащихся)

  1. Раненая птица в руки не давалась.

Раненая птица птицей оставалась.

Этот сон давнишний до сих пор мне снится:

На траве кровавой вздрагивала птица.

Птицы, рыбы, звери в душу людям смотрят.

Вы их жалейте, люди! Не убивайте зря!

Ведь небо без птиц- не небо,

А море без рыб- не море,

А земля без зверей не земля.

Люди-исполины, люди-великаны,

Есть у вас и винтовки, сети и капканы.

Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно.

И должно быть сердце. Сердце человечье!

Люди - человеки, страны и народы,

Мы теперь навеки должники природы!

Надо с этим долгом как-то расплатиться,

Пусть расправит крылья раненая птица!

Литература

  1. Максимова Т.Н. Классные часы. 2 класс, М. «Вако», 2009

  2. Ж-л Начальная школа, 2011