страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Учебная программа дисциплины «Философия» Раздел История философии Тема Философия - страница №1/1
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Философия» Раздел 1. История философии Тема 2. Философия древних и средневековых цивилизаций Зарождение философской мысли: ее культурно-исторические предпосылки. Своеобразие философии в Древней Индии, Китае. Античная философия. Космоцентрический характер древнегреческой философии. Учение о бытии, проблема человека и общества, нравственных и правовых норм. Становление античной диалектики. Диалектика и диалог. Сократ. Платон. Аристотель. Философия Средневековья. Изменение роли, социальных функций философии. Религиозный характер философской мысли. Учение Августина. Идеи Бога. Природа и человек как творение Бога. Душа и тело. Разум и воля. Учение о свободе воли. Понятие «священной истории». Философия Ф.Аквинского. Обоснование идеи Бога. Проблема разума и веры, сущности и существования. Спор о природе общих понятий (универсалий). Особенности развития философии в Византии. Средневековая философия мусульманского Востока. Ибн-Сина, Аль-Фараби, Ибн-Рушд. Европейская философия эпохи Возрождения и ее особенности. Социокультурные предпосылки эпохи Возрождения. Философские взгляды Н. Кузанского, Дж. Бруно, Г. Галилея. Социально – философские и политические идеи Дж. Вико, Н. Макиавелли. Социальные утопии Т. Мора и Т. Кампанеллы. Философия Нового времени и ее основные черты: Реформация и Просвещение, опора на опытную науку, разрыв со средневековой схоластикой, разработка методов познания и рационалистический характер. Философия Ф. Бэкона, Р. Декарта, Б. Спинозы, Д. Локка, Т. Гоббса. Субъективный идеализм Д. Беркли и Д. Юма. Философия французских материалистов 18 века: Ж. Ламетри, Д. Дидро, К. Гельвеция, П. Гольбаха. Европейская философия XIX века. Взаимодействие рационализма и иррационализма. Традиция классицизма в философии. Немецкая классическая философия. Активно-деятельное понимание человека в немецком идеализме. Понятие свободы.Философские системы И.Канта, И.Фихте, Ф.Шеллинга и Г.Гегеля. Антропологический материализм Л.Фейербаха, марксистская философия. Концепции социально-исторической практики, общественного сознания и идеологии. Зарождение философии иррационалистического направления. Философия А.Шопенгауэра, С.Кьеркегора и Ф.Ницше. Становление философии позитивизма. Основные философские течения XX века. Характерные черты общественно-политической жизни, научно-технического прогресса и духовной культуры XX века и их отражение в философской мысли. Усиление иррационализма в философии (М.Хайдеггер, А.Бергсон, Э.Гуссерель). Человек в мире и мир человека. Новая постановка проблемы человека в философии XX века. «Экзистенциальная философия» и ее разновидности (экзистенциализм, персонализм, философская антропология). Эволюция религиозной философии в XX столетии: современное состояние неотомизма. Позитивизм и «философия науки». Принцип проверяемости (верификации) и философия. Проблема знания и языка в философии XX века. Анализ языка и методов науки. Постпозитивизм и его роль в современной науке и философии. Коренные изменения в производстве, политике, науке и культуре на рубеже XX и XXI веков. Тенденции и перспективы развития философии. Истоки, периодизация, черты и традиции русской философии. Философская мысль в культуре Древней Руси и Московского царства. Практически - нравственная ориентация отечественной философии. Проблема человека. Тело и душа. Концепция «Москва – третий Рим». Иосифлянство и нестяжательство. Философия русского Просвещения (Ф.Прокопович, В.Н.Татищев, А.Д.Кантемир, М.В.Ломоносов, А.Н.Радищев). Русская религиозная философия XIX – нач.XX веков и ее связь с литературой. (А.С.Пушкин, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой). Философия русского космизма (Н.Ф.Федоров, К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский). Философия «всеединства» В.С.Соловьева. Философия свободы Н.А.Бердяева. Славянофилы и западники. Философские взгляды революционеров – демократов (В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский, Н.А. Добролюбов.). Марксизм в России (В.Г.Плеханов, В.И. Ленин, Л.Д.Троцкий и др.). Основные этапы марксистской философии в советский период. Современное состояние отечественной философской мысли. Проблема в истории философии. Зарождение проблемы бытия в древнегреческой философии (Парменид). Бытие мира и человека в философии Древнего Востока. Провиденциализм бытия в философии эпохи Средневековья. Концепция бытия в философии Нового времени. Тождество бытия и мышления в философии Г.Гегеля. Марксистская концепция материального единства мира и бытия. Рационалистические и иррационалистические концепции бытия в современной философии. Бытие как фундаментальная характеристика мира. Бытие мира как совокупная реальность. Природное и социальное бытие. Материя как философская категория. Движение и развитие. Формы движения материи. Уровни организации материи. Живая и неживая природа, их качественное различие и взаимосвязь. Онтологический статус земной жизни. Основные формы движения, их соотношение и качественное различие. Мир природы и мир свободы. Пространство и время. Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени. Специфика пространственно-временных свойств в неживой и живой природе. Методологическое значение категорий движения, пространства и времени для теоретической и практической подготовки специалистов юридического и экономического профиля. Понятие картины мира. Художественные картины мира. Специфика. Природоцентризм, логоцентризм, социоцентризм, антропоцентризм, антропокосмизм. Прогностический н эвристический потенциал философских картин мира. Понятие ноосферы. Картина в христианской, исламской и буддистской онтологиях. Естественнонаучная картина мира, ее основные признаки. Механическая картина мира. Дисциплинарно - организованные картины мира. Лапласовский детерминизм. Теория относительности. Глобальный эволюционизм. Концепция «большого взрыва». Антропный принцип в современном естествознании. Теория расширяющейся и пульсирующей Вселенной. Теория синергетики, ее основные понятия (аттрактор, бифуркация, флуктация, диссипация). Учение о биосфере и ноосфере. Проблема жизни, ее конечности и бесконечности в условиях Земли, ее уникальности или множественности во Вселенной. Тема 8. Диалектика как учение об универсальных связях и развитии Диалектика как научная система. Исторические формы диалектики. Современные трактовки диалектики. Структура диалектики. Диалектика как система принципов, законов, категорий. Объективная и субъективная диалектика. Диалектика и её альтернативы. Сущность и содержание принципов диалектики. Категории отношения, связи, взаимодействия, независимости. Развитие, его модели и законы. Всеобщая связь и взаимозависимость явлений природы и социальной жизни в познании законов социальной практики в творческом мышлении специалистов юридического и экономического профиля. Закон единства и борьбы противоположностей. Тождество, различие, противоположность. Противоречие как источник движения и развития. Развитие как процесс возникновения роста и разрешения противоречий. Противоречия в современном мире. Человек в лабиринтах противоречий. Противоречие как логическая форма научно-теоретического мышления. Особенности проявления закона противоречия в социальных отношениях. Специфика социальных противоречий и способы их разрешения. Методологическое значение закона единства и борьбы противоположностей для практической деятельности. Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений. Категории качества, количества, меры, скачка. Становление единства качественной и количественной определённости в мире. Количественные и качественные изменения в природе. Методологическое значение закона количественных и качественных изменения для теории и практики. Закон отрицания отрицания. Диалектическое отрицание и его черты. Преемственность в развитии живой природы от низших организмов к высшим. Формы проявления диалектического отрицания. Методическое значение закона отрицания в научном познании и практической деятельности специалистов юридического и экономического профиля. Единство и взаимодействие законов развития. Понятие категории. Специфика философских категорий и их общая характеристика. Проблема систематизации категорий философии. Категории диалектики как отражение многообразных закономерных связей, ступени познания мира и инструменты практической деятельности человека. Содержание основных диалектических категорий. Философский смысл и закономерности взаимосвязи основных категорий диалектики: единичное и общее, содержание и форма, явление и сущность, причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность. Роль категорий в познавательной и практической деятельности человека. Тема 11. Проблема сознания в философии Основные гипотезы происхождения сознания. Формирование сознания в онто- и филогенезе человека. Сознание и мозг. Физикалистская, дуалистическая, информационная и трансперсональная концепция сознания. Бессознательное, подсознательное, сознательное, надсознательное. Проблема идеального и форм его бытия. Объективация и субъективация как явление сознания. Сознание и язык. Современное языкознание: семантика, семиотика, семиология. Проблема искусственного языка и искусственного интеллекта. Значение и смысл. Ценностно-смысловая структура сознания. Самосознание. Творческая активность сознания. Тема 12. Познание как процесс отражения действительности Отражение мира в сознании как познание. Проблема познаваемости мира: когнитивный оптимизм, скептицизм и агностицизм. Агностицизм И. Канта и концепция "специфической энергии" органов чувств И. Мюллера. Познание как взаимодействие субъекта и объекта познавательной деятельности. Учение Д. Локка о первичных и вторичных качествах; его современная интерпретация. Рациональное и эмпирическое (чувственное) познание. Формы чувственного и эмпирического познания, их диалектическое единство. Иррациональное познание. Соотношение мнения, веры, понимания, интерпретации и знания. Истина и ее критерии. Абсолютная, относительная и конкретная истины как моменты объективной истины. Практика как критерий истины. Истина как соответствие знания о предмете самому предмету. Вспомогательные критерии истины. Тема 13. Научное познание. Его уровни, формы и методы Наука. Научное и вненаучное знание. Структура научного познания, его методы и формы. Классификация наук по их пpeдмeтнoмy своеобразию и отношению к практике. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их формы, методы. "Творческое конструирование" знания на теоретическом уровне. Теоретический уровень научного познания, его формы и методы. Сущность, специфика, методология и методы научного исследования. Предвидение. Метатеоретический уровень научного познания. Понятие научной парадигмы. Смена парадигм в истории науки как научные революции и смена типов рациональности. Тема 14. Философские учения о природе и человеке Проблема возникновения человека в мифологических, религиозных и философских картинах мира. Основные идеи философской антропологии XX века. (М.Шелер, А. Гелен, Г.Плесснер). Феномен человека в учении Т. де Шардена. Человек и природа. Единство духовного и телесного, биологического и социального в человеке. Многозначность человеческого бытия. Индивидуальное и социальное бытие. Духовное и телесное развитие человека в условиях современной цивилизации. Уникальность и самоценность индивидуальной человеческой жизни. Душа человека (С.Л. Франк). Человек как предмет философского анализа. Сущность, значение и трудности саморефлексии. Взаимодополняемость естественных, гуманитарных наук, религии, искусства в формировании современного учения о человеке и его месте в мире. Тема 15. Личность. Проблемы свободы и ответственности Проблема личности в философии. Человек, индивид, индивидуальность, личность. Основные сущностные свойства личности: человечность, социальность, духовность, деятельность, разумность, индивидуальность. Структура личности. Личность – коллектив – общество. Гуманизм как течение общественной мысли и социальная практика. Отчуждение личности, его формы и пути преодоления. Исторические типы личности: восхождение от личной зависимости к свободной индивидуальности. Проблема свободы и необходимости в различных философских концепциях. Формы и проявления свободы личности. Свобода, права и обязанности. Ответственность как мера свободы личности. Факторы формирования и разрушения личности. Тема 16. Смысл жизни и деятельности человека Проблема смысла жизни и деятельности в истории философии. Смысл жизни как стремление к разрешению противоречий индивидуального и социального бытия. Абсолютность и относительность смысла жизни. Критерии индивидуального смысла человеческой жизни и их соотношение с социальными ценностями. Основные ценности человеческой жизнедеятельности. Человек и его жизнь как высшая социальная ценность. Проблема обретения смысла жизни человеком. Раздел 3. Социальная философия Тема 17. Философия общества Общество как феномен жизненного мира. Понятие общества и его основные признаки. Общество как социальный способ бытия человека, продукт взаимодействия людей, результат творчества человека. Общество как целостная саморазвивающаяся система. Социальные системы: структурно-компонентный и функциональный анализ. Социальное бытие общества. Человек в системе социальных связей. Концепции социальной структуры и социальной стратификации общества. Экономическое бытие общества. Производство и его роль в жизни человека. Политическое бытие общества. Экономика и политика. Государство и гражданское общество. Духовное бытие. Философские основания построения теоретической модели общества, современные альтернативы (позитивизм, исторический материализм, феноменология), возможности и границы концептуального взаимодействия и синтеза. Общество в историческом измерении. Аграрное и индустриальное общество. Постиндустриальное общество и его основные концепции (информационное, программируемое, коммуникативное, постэкономическое, сверхиндустриальное, технотронное и другие). Проблема сущностного воспроизведения мирового исторического процесса. Мир как данность и мир как становление. Человек и естественно - исторический процесс. Единство и многообразие мировой истории. Проблема относительной устойчивости и конвергенции социальных состояний. История как предмет философского анализа. Типология общественной жизни. Понятие исторической эпохи, цивилизации, общественно-экономической формации, стадий экономического роста. Теологические, философские, натуралистические, культурологические концепции истории. Философский смысл проблемы начала и конца человеческой истории. Направленность исторического развития. Специфика эпох исторического процесса, его фигуры, субъекты, закономерности. Общественный прогресс и его критерии. Насилие как философская проблема и глобальная проблема современности. Насилие в рамках межсубъектных отношений. Структурное насилие. Насилие как ограничение свободы выбора факторами социальной среды. Игровое и реактивное насилие. Зависть. Ревность. Месть. «Архаическая жажда крови". Некрофилия. Мазохизм. Садизм. Мотивированное и немотивированное насилие. Формы социального насилия: экономическое, политическое, правовое, идеологическое, социально-психологическое и иррациональное. Ценностно-мотивированное насилие. Язык как репрессивная сила. Насилие и медицина. Природа и типы политического насилия. Агрессия. Эволюция репрессивных органов и технологии насилия. Роль насилия в общественно-историческом процессе. Тема 20. Духовное в обществе и жизнедеятельности человека Понятие духа в религиозной традиции. Объективное и субъективное понимание духа в мировой философии. Дух как трансцендентная реальность. Духовная и психологическая реальность. Духовные основы общества. Дуализм духа и тела в культуре и его негативные последствия. Духовность и ее основные критерии. Дух и душа. Дух и тело. Философия сердца. Мировоззренческие универсалии как основания культуры и жизнедеятельности человека. Субъектные и объектные типы универсалий. Цель, идея, идеал. Святость. Аксиология. Ценность как ядро выбора программ жизнедеятельности. Проблема переоценки ценностей. Философия как рефлексия над мировоззренческими основаниями культуры. Тема 21. Формы духовного освоения мира Специфика духовной деятельности. Общественное сознание и его структура. Общественная идеология и общественная психология. Формы общественного сознания. Реализация идеалов и ценностей в искусстве, религии и нравственности как высших проявлениях человеческой духовности. Христианские ценности. Религия, мораль, искусство, наука. Благо. Истина и Красота - исходные и базовые ценности духовной жизни человечества. Роль духовного фактора в современной войне. Духовная безопасность. Тема 22. Человек как творец и творение культуры Человек как субъект практики и творец культуры. Эволюция ценностного сознания и исторические типы культуры. Духовные ценности как содержательная основа и ядро культуры. Культура как единство процесса и результата осознания, освоения, функционирования и передачи последующим поколениям материальных и духовых ценностей. Структура ценностей и уровни культуры. Ценность и отчуждение. Культура личности и культура народа. Культура в русской философии. Духовная культура как основа единства и свободного развития наций. Свобода – универсальная ценность. Культура – сфера свободы самораскрытия и самоосуществления человека в обществе и природе. Культуры Востока, Запада и России как исторически сложившиеся типы культуры. Мудрость Востока и традиции философии Запада. Формы и способы мышления. Диалог Востока и Запада как форма взаимодействия и взаимовлияния культур. Человек, общество, культура. Тема 23. Проблемы и перспективы современной цивилизации Цивилизации как объект философского анализа. Сущность, структура и признаки цивилизации. Мировая цивилизация как мера осуществления непреходящих культурных ценностей, являющихся общим достоянием человечества. Цивилизационные основы существования человечества. Исторические типы развития мировой цивилизации. Основные черты и особенности современного этапа мировой цивилизации. Единство и многообразие локальных форм цивилизации (региональных, культурных, национальных). Взаимодействие различных социально-культурных систем в рамках современной цивилизации: противостояние и ковнвергенция. Методологическое значение анализа цивилизации для теории общественного развития. Тема 24. Человечество перед лицом глобальных проблем современности Понятие глобальной проблемы современности: источники, признаки, роль и значение в жизни общества. Классификация глобальных проблем современности и их мировоззренческий смысл. Острейшие жизненные проблемы на рубеже 20 - 21 веков. и возможная методология их ослабления и разрешения. Проблема войны и мира как кардинальная проблема современности. Экологические проблемы. Демографические проблемы. Проблема преодоления отсталости в развитии народов. Проблема освоения Мирового океана и Космоса в мирных целях. Приоритет общечеловеческих ценностей в решении глобальных проблем, направленных на выживание человечества и природы. Коэволюционная стратегия как ответ на вызов истории. Тематика контрольных работ для подготовки к зачету
Перечень вопросов к экзамену
Список рекомендуемой литературы Учебники:
Учебные пособия:
Хрестоматии:
|
|