Зав кафедрой доктор биологических наук профессор Л. А. Моисеева - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Сведения о научных руководителях аспирантов 1 71.87kb.
Программа «Управление качеством» 1 91.58kb.
Учебная программа для специальности: 1-31 01 01 Биология направления... 1 112.98kb.
Третьяков Ю, Гудилин Е. «Там, внизу, все еще много нанобума» 1 163.17kb.
Биоэтика и. В. Силуянова, профессор, доктор философских наук, зав... 1 136.29kb.
Программа IX всероссийской научной конференции Нижневартовск, 14... 1 174.3kb.
Ладыжец Наталья Сергеевна 1 16.62kb.
Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан... 8 2896.66kb.
Дни петербургской философии 2012 Первый конгресс российских исследователей... 1 290.54kb.
Учебная программа для специальностей: 1-31 01 01 Биология; 1-33 01... 1 103.26kb.
Методические рекомендации по курсу «философия и методология науки» 7 1748.99kb.
От произведения к тексту 1 234.72kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Зав кафедрой доктор биологических наук профессор Л. А. Моисеева - страница №1/1


Институт психоанализа

Факультет психологии

Кафедра гуманитарных и общеобразовательных дисциплин




Утверждено

на заседании кафедры

гуманитарных и общеобразовательных дисциплин


Зав. кафедрой доктор биологических наук

профессор Л.А. Моисеева___________

Учебно-методический комплекс

по дисциплине




«ЛОГИКА»




Автор:

кандидат филологических наук

Т.В. Вайчук


Москва

2009



Печатается по решению кафедры гуманитарных и общеобразовательных дисциплин

НОУ ВПО «Институт психоанализа»


Вайчук Т.В. Логика.—М.: НОУ ВПО «Институт психоанализа», 23с.

© НОУ ВПО «Институт психоанализа» 2009 г.

© Вайчук Т.В. 2009 г.



Программа курса
1. Пояснительная записка

Выписка из государственного образовательного стандарта.


УМК подготовлен в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 020400 «Психология».

Общие положения. Согласно основному принципу логики, правильность рассуждения определяется его логической формой, или структурой, и не зависит от конкретного содержания, входящих в него высказываний. Правильный логический вывод позволяет из имеющихся истин получать новые истины с помощью чистого рассуждения, без обращения к опыту, интуиции и т.п. Ядром логических исследований является анализ связи высказываний в правильных выводах, однако этим анализом проблемное поле логики отнюдь не исчерпывается. В него входят также вопросы о смысле и значении языковых выражений, об операциях определения и логического деления понятий, классификации и т.д. Современная формальная логика занимается изучением вероятностных и статистических рассуждений, парадоксами и логическими ошибками.

Современная логика слагается из большого числа логических систем, описывающих отдельные фрагменты, или типы содержательных рассуждений: логика высказываний, логика предикатов – классическая логика, а также модальная логика, интуиционистская логика, паранепротиворечивая логика, многозначная логика и т.д. – неклассическая логика. Единство же науки проявляется в том, что входящие в нее «отдельные» логики пользуются при описании логических процессов одними и теми же методами исследования: все они отвлекаются от конкретного содержания высказываний и умозаключений и оперируют только их формальным, структурным содержанием.


Знание логики оттачивает критические возможности мышления и позволяет распознавать попытки манипулирования нашим сознанием (со стороны рекламы, например, включая все виды политической рекламы) и противостоять им.

Цель курса. Главной целью курса логики является знакомство с ее основными темами и овладение формальным аппаратом этой науки. Законы логики долгое время представлялись абсолютными истинами, не связанными с опытом. Возникновение конкурирующих логических теорий показало, что логические законы – такие же продукты практики (практики мышления), как и, например, аксиомы евклидовой геометрии, представлявшиеся некогда априорными.

Для того чтобы рефлексия над формами мышления была более многоплановой и стереоскопичной, особое значение имеет изучение модальностей. Поэтому разработанные в последнее время деонтическая, аксиологическая, эпистемическая и др. модальные логики также должны найти свое место в рамках настоящего курса.


Психологическое образование предполагает изучение мышления в рамках, например, такой дисциплины как когнитивная психология. Логика также имеет своим предметом мышление. Но ее подход существенно отличается от подхода, практикуемого в психологии: если когнитивная психология по преимуществу описательна, то логика – нормативна, если первая использует в том числе и экспериментальные методы, то вторая умозрительна.

Задачи курса. Главной практической задачей курса является приобретение студентами таких навыков аналитической работы, которые позволят им проводить доказательные рассуждения, независимо от предметной сферы применения. Рефлексия над основными логическими принципами и операциями мышления способствует развитию таких умений как обобщение и отделение главного от второстепенного, сосредоточение на главном, раскрытие замысла некоего целого и т.д. К задачам в более конкретном смысле относятся следующие: умение выявлять логическую форму рассуждения, реконструировать логические связи, осуществлять операции определения, деления и классификации понятий, применять логику категорических высказываний (силлогистику), решать задачи, относящиеся к современной формальной логике высказываний.

2. Содержание курса:



Тема 1. Предмет логики (лекция).

Логика как наука о законах и операциях правильного мышления. Чувственное и рациональное познание. Теоретическая нагруженность фактов. Различие в подходах к мышлению со стороны психологии и логики. Дискуссия о психологизме в логике.

Систематизация и обоснование правильных способов рассуждения – основная задача логики. Дедукция как умозаключение, в котором связь посылок и заключения логически выводятся из посылок. Индукция как умозаключение, не опирающееся на закон логики, в силу чего оно носит вероятностный характер. Связь дедукции и индукции в процессе познания.


Основной принцип логики: правильность умозаключения зависит только от его логической формы и не зависит от конкретного содержания, входящих в него посылок. Логическая форма как способ связи входящих в рассуждение содержательных частей. Логика как нормативная наука.

Возникновение логики в античности. Логика высказываний у стоиков. Аристотелевская силлогистика. Логические исследования схоластики. Трансцендентальная парадигма философской логики. Идея Г.Лейбница представить доказательство как вычисление. Логические идеи Канта. Результаты К.Геделя-А.Тарского. Два основных этапа в развитии логики: традиционная и современная логика. Совпадение имен «современная логика», «математическая логика», «символическая логика».


Тема 2. Логика и язык (лекция).

Язык как необходимое условие мышления и средство коммуникации. Основные функции, или употребления языка.

Язык как знаковая система. Системность языка и наличие в каждом языке, помимо словаря, синтаксиса, семантики и прагматики. Синтаксис как совокупность правил, устанавливающих правила образования и преобразования языковых выражений. Семантика как описание отношений между знаками и той действительностью, к которой относятся эти знаки. Прагматика языка - отношение между выражениями языка и теми, кто использует язык.

Естественные, искусственные и частично искусственные языки. Четкое разграничение синтаксиса и семантики в искусственных языках логики. Семантические категории языка. Содержательные (собственные) символы как выражения, имеющие смысл сами по себе. Логические символы как выражения языка, не имеющие самостоятельного смысла. Некоторые виды логических постоянных: пропозициональные связки – связки, позволяющие из двух имен образовать высказывание; кванторы. Замена содержательных элементов рассуждения переменными.



Тема 3. Понятия (имена) (лекция).

Понятия (имена) как выражения языка, обозначающие отдельный предмет или некоторую совокупность предметов. Предельно широкое понимание имени в логике и его отличие от обычного употребления слова «имя». Принцип однозначности, в соответствии с которым, в пределах одного контекста имена должны относится к одним и тем же объектам. Принцип предметности, согласно которому, всякое предложение должно говорить о предметах, обозначаемых его именами.

Содержание понятия как совокупность тех свойств, которые мыслятся в данном понятии. Близость терминов «содержание», «смысл», «интенсионал». Объем понятия как множество тех предметов, каждому из которых принадлежат признаки, относящиеся к содержанию имени. Близость терминов «объем», «значение», «экстенсионал». Принцип обратного отношения содержания и объема имени. Операция обобщения. Операция ограничения.

Виды имен. Единичные и общие имена. Абстрактные и конкретные имена. Пустые и непустые имена. Отношения между именами. Сравнимые и несравнимые имена. Отношения между объемами сравнимых имен: равнозначность, пересечение, включение (подчинение), исключение. Два частных случая исключения имен: противоположные и противоречащие имена. Круги Эйлера.

Определение понятия как операция, раскрывающая его содержание. Две задачи, решаемые определением: ограничение определяемых предметов от всех иных и раскрытие сущности определяемых предметов. Явное определение как равенство, или совпадение, двух имен. Классическое явное определение: через род и видовое отличие. Генетическое определение. Требования к классическим явным определениям. Реальные и номинальные определения. Относительность границы между определениями-описаниями и определениями-предписаниями.

Неявное определение как определение, не имеющее формы равенства двух имен. Некоторые виды неявных определений: остенсивное, аксиоматическое, контекстуальное. Остенсивное определение как определение, включающее не только слова, но и действия. Аксиоматическое определение как контекстуальное определение, контекст которого строго ограничен и фиксирован. Границы эффективных определений. Ясность понятия как результат ясности и обоснованности той целостной системы знания, в которую оно входит. Деление как операция, распределяющая объем данного имени на определенные классы с точки зрения некоторого признака. Делимое понятие, члены деления и основание деления. Требования к делению. Дихотомическое деление. Классификация как многоступенчатое, разветвленное деление. Естественная и искусственная классификации. Переоценка научного значения естественных классификаций. Сложность классификации социальных объектов.


Тема 4. Ловушки языка (лекция).

Синтаксические и семантические особенности естественного языка. Многозначность слов естественного языка и требование однозначности для научных контекстов. Эквивовация как ошибка, возникающая в результате нарушения данного требования. Ситуативные (индексные, эгоцентрические) слова. Непостоянство в отношении истины, связанные с ситуативными словами. Неэлиминируемость ситуативных слов из естественного языка.

Неясные имена как имена с размытым и неопределенным содержанием. Неясность таких понятий логики, как логическая форма, имя, высказывание, доказательство и др. Зависимость степени содержательной ясности от уровня развития науки. Примеры из психологии.

Неточные имена как имена, обозначающие расплывчатый, плохо специфицированный класс объектов. Употребление неточных имен как источник парадоксов. Парадоксы «куча», «лысый» и др. Некоторые способы устранения неточных имен, их ограниченность.

Гипостазирование как семантическая ошибка, заключающаяся в опредмечивании абстрактных сущностей, приписывании им реального, предметного существования.

Роли, или суппозиции имен. Формальное употребление имени для обозначения произвольного объекта своего объема. Материальное употребление имени для обозначения самого себя (автонимное употребление). Персональное употребление имени для обозначения отдельного, конкретного объекта из числа входящих в его объем объектов. Простое употребление имени в качестве обозначения соответствующего класса объектов, взятого как целое. Логические ошибки, связанные со смешением суппозиций. Способы разграничения формальной и материальной ролей имен.



Тема 5. Введение в логику. Логика и язык (семинар).

  1. Истолкование Д.Булем умозаключения как результата решения логических равенств.

  2. Попытка Г.Фреге и Б.Рассела обосновать математику путем сведения ее к логике (логицизм).

  3. Теория «языковых игр» позднего Л.Витгенштейна.

  4. Классификации иллокутивных актов (функций языка) по Дж.Остину-Дж.Серлю. Оценочная и орективная функции языка по А.А.Ивину.

  5. Исследование языка, осуществленное в рамках американского прагматизма (работы Ч.Пирса и У.Морриса).

  6. Операции с понятиями.

  7. Синтактические и семантические особенности естественного языка.

Упражнения для самопроверки:

  1. Какие выражения многозначны в следующих афоризмах:

a) Некоторые совершают ошибки молодости до глубокой старости.

b) Рано или поздно будет поздно.

c) Гениями не рождаются – гениями умирают.

d) Если человек ни на что не способен, он способен на все.

e) Чтобы найти с человеком общий язык, нужно уметь молчать.

f) Грош цена тому бескорыстию, которое нужно оплачивать.

g) И среди рожденных ползать встречаются важные птицы.

h) Жизнь отнимает у людей страшно много времени. (С.Е.Лец).



i) Человек играет в собственной жизни лишь небольшой эпизод. (С.Е.Лец).

  1. Указать содержание и объем следующих понятий:
    a) квадрат
    b) река
    c) столица Франции
    d)автобус
    e) научная теория
    f) учебник
    g) неграмотность
    3. Определить, является ли второе понятие результатом ограничения первого:
    a) умозаключение - дедуктивное умозаключение
    b) государство - европейское государство
    c) автомобиль - автомобильный мотор
    d) коллектив студентов - студент
    e) библиотека - читальный зал библиотеки
    f) книга - учебник
    3. Определить, является ли второе понятие результатом обобщения первого:
    a) факультет Института психоанализа – Институт психоанализа

b) квадрат - четырехугольник
c) страница книги - книга
d) минута - единица времени
e) планета Солнечной системы - Солнечная система
4. Установить отношения между следующими понятиями, изобразив их графически:
a) государство; столица; европейская столица
b) человек, читающий в метро; человек, читающий во всех видах транспорта; человек, читающий газету
c) дед; отец; сын; мужчина; брат; дядя
d) произведение художественной литературы; повесть; высокохудожественное произведение искусства; картина
e) преступник; преступление; преступность; рецидивист
f) лес, хвойный лес; дерево; сосна
g) писатель; русский писатель; русский дореволюционный писатель; французский писатель
5. Указать, являются ли эти классификации правильными; если нет, то в чем заключаются ошибки.
a) Треугольники бывают прямоугольными, остроугольными и тупоугольными.
b) Хлеб бывает теплый, мягкий и черствый.
c) Банки делятся на государственные, частные, коммерческие и международные.
d) Физики делятся на теоретиков и преподавателей.
6. Установить, являются ли правильными следующие определения. Если определение является неправильным, то указать, какое правило нарушено.
a) Комар - это мелкое, больно кусающееся насекомое.
b) Кража - это хищение личного имущества граждан.
c) Вертолет - это летательный аппарат тяжелее воздуха.
d) Шантаж - это угроза разглашения компрометирующих сведений с целью вымогательства.
e) Закрытое общество - это общество, которое закрыто от посторонних.
f) Треугольник - это плоская замкнутая геометрическая фигура, которая не является ни четырехугольником, ни пятиугольником.
g) Нефть - это черное золото.
h) Сущность - это суть вещи, выражающая ее сущность.
Тема 6. Высказывания (лекция).

Общая характеристика высказывания. Высказывание, суждение и предложение. Описательные и оценочные высказывания. Бессмысленные высказывания.

Простые и сложные высказывания. Образование сложных высказываний из простых с помощью логических связок. Внутренняя структура простых высказываний. Категорические высказывания и их виды. Круговые схемы отношений между именами в категорических высказываниях.



Тема 7. Логика категорических высказываний. Логика предикатов. (лекция).

Непосредственные умозаключения. Выводы посредством преобразования категорических суждений: превращение, обращение, противопоставление предикату.

Сопоставление суждений. Противопоставление суждений по противоположности. Противоречащие суждения. Контрарные суждения. Подконтрарные суждения. Сопоставление суждений по подчинению.

Логический квадрат.

Категорический силлогизм. Состав силлогизма. Фигуры и модусы силлогизма. Общие правила силлогизма.

Виды силлогизмов. Условный, условно-категорический, простой разделительный, разделительно-категорический силлогизмы, дилемма. Сокращенные силлогизмы. Энтимема. Эпихейрема. Сложные и сложно-сокращенные силлогизмы. Сорит. Силлогистика – исчисление имен.

Логика предикатов. Квантификация и кванторы.

Тема 8. Логика высказываний (лекция).

Табличное построение логики высказываний. Язык логики высказываний. Табличные определения основных логических связок. Конъюнкция, строгая и нестрогая дизъюнкция. Импликация и условное высказывание. Парадоксы импликации. Выполнимые, всегда истинные и всегда ложные высказывания. Логический закон, или тавтология, – всегда истинное высказывание. Логическое противоречие – всегда ложное высказывание.

Наиболее распространенные законы логики высказываний. Закон противоречия. Закон исключенного третьего. Закон тождества. Закон контрапозиции. Закон двойного отрицания. Утверждающий модус (modus ponens). Отрицающий модус (modus tollens). Законы де Моргана. Утверждающе-отрицающий и отрицающе-утверждающий модусы. Конструктивная и деструктивная дилеммы. Закон приведения к абсурду. Закон Клавия. Законы ассоциативности, дистрибутивности и коммутативности.

Трактовка логических законов в традиционной логике и современный взгляд на природу логических законов.



Тема 9. Индуктивные рассуждения (лекция).

Общая характеристика индуктивных высказываний. Индукция как правдоподобное рассуждение. Неполная индукция. Пять основных видов или методов индукции по Ф.Бэкону: 1) метод сходства, 2) метод различия, 3) соединенный метод сходства и различия, 4) метод остатков, 5) метод сопутствующих изменений. Логические ошибки, возможные в индуктивных выводах.

Оценка вероятности индуктивных умозаключений. Условия ее повышающие. Полная индукция и математическая индукция как разновидности дедуктивного доказательства.

Рассуждение по аналогии. Аналогия свойств и аналогия отношений. Аналогия как метод научного познания, ограниченность и преимущества аналогии.

Гипотетические умозаключения. Главные логические типы гипотез. Гипотетико-дедуктивный метод. Подтверждение гипотез. Опровержение гипотез.
Тема 10. Высказывания (семинар).


  1. Основные виды высказываний.

  2. Выводы по логическому квадрату.

  3. Сокращенные силлогизмы.

  4. Гипотетико-дедуктивный метод.

Упражнения для самопроверки:

  1. Определите вид категорического высказывания (SaP, SeP, SiP,SoP):

a) Многие первокурсники не могут перевести этот текст без словаря.
b) Некоторые растения не употребляются в пищу.
c) Ни одно государство не обходится без армии.
d) Со временем все тайное становится явным.
e) Любая доверенность, в которой не указана дата ее совершения, является недействительной.
f) Не все то золото, что блестит.
2. Укажите высказывания, противоположные (контрарные или субконтрарные), подчиненные и противоречащие (контрадикторные) данным:
a) Ничто человеческое мне не чуждо.
b) Любая сделка, не соответствующая требованиям закона, является недействительной.
3. Осуществите все возможные выводы "по логическому квадрату" из следующих суждений:
a) Неверно, что некоторые металлы не являются теплопроводными веществами.
b) Ни одна планета не есть самосветящееся небесное тело.
4. Приняв каждое из следующих пар суждений за посылку силлогизма, выведите заключение (если это возможно):
a) Некоторые законы о налогах несправедливы. Все законы, принятые на прошлой неделе, относятся к налогообложению.
b) Тем, кто лыс, расческа не нужна. Ни одна ящерица не имеет волос.
c) Все птицы заняты полезным делом. Все секретари заняты полезным делом.
d) Ни один француз не любит пудинг. Все англичане любят пудинг.

5. Проверить правильность данных рассуждений с помощью таблиц истинности.


a) Если не повысят пошлины, то в бюджете возникнет дефицит. Если в бюджете возникнет дефицит, то государственные расходы на общественные нужды сократятся. Значит, если повысят пошлины, то государственные расходы на общественные нужды не сократятся.
b) Установлено, что преступление могли совершить только Смит, Джонс или Браун. Известно также, что Джонс никогда не ходит на дело без Брауна. Следовательно, если Браун не совершал преступление, то его совершил Смит.
c) Если цены возрастут, то политическая ситуация обострится, а если не возрастут, то увеличится дефицит. Мы не допустим обострения политической ситуации. Значит, увеличится дефицит.
6. Решите задачи:

a) Разбирается дело Брауна, Джонса и Смита. Один из них совершил преступление. В процессе расследования каждый из них сделал по 2 заявления.

Браун: Я не делал этого. Джонс не делал этого.

Джонс: Смит сделал это. Браун не делал этого.

Смит: Я не делал этого. Браун сделал это.

Один из них дважды солгал, другой дважды сказал правду, третий один раз солгал, один раз сказал правду. Кто совершил преступление?


Какой будет ответ, если каждый из них один раз солгал, один раз сказал правду?
b) Кто из 4-х учеников сдал экзамен, если:

А) если первый сдал, то и второй сдал;

Б) если второй сдал, то третий сдал или первый не сдал;

В) если четвертый не сдал, то первый сдал, а третий не сдал;

Г) если четвертый сдал, то и первый сдал.
Тема 11. Неклассическая и модальная логика (лекция).

Классическое и неклассическое в современной логике. Интуиционистская и многозначная логика. Логика квантовой механики. Паранепротиворечивая логика. Логика причинности. Логика времени. Единство логики.

Алетические модальности: необходимость, возможность, случайность. Законы, связывающие алетические модальности.

Принцип Юма, заключающийся к несводимости связки «есть» к связке «должен».

Логические модальности. Логические возможность, необходимость, случайность и невозможность. Связи между логическими модальностями.

Физические (онтологические) модальности. Физические необходимость, возможность, случайность и невозможность. Связи между физическими модальностями. Логические отношения между высказываниями, выражающими логические и физические модальности.

Эпистемические (теоретико-познавательные) модальности. Доказуемость, неразрешимость, опровержимость. Убеждение, сомнение, неверие. Связи между эпистемическими модальностями.

Деонтические (нормативные) модальности: обязательно, разрешено, нормативно безразлично, запрещено. Связи между деонтическими модальностями. Жесткий и либеральный нормативные режимы.

Аксиологические (оценочные) модальности. Абсолютные аксиологические модальности: хорошо, безразлично, плохо. Сравнительные (относительные) аксиологические модальности: лучше, равноценно, плохо. Связи между абсолютными и относительными аксиологическими модальностями. Невозможность обоснования абсолютных оценок и ее значение для гуманитарных наук.

Тема 12. Доказательство и опровержение (лекция).

Понятие доказательства и его виды: прямое, конструктивное, косвенное (от противного), доказательство по случаям.

Структура доказательства. Тезис доказательства, аргументы и демонстрация.

Понятие опровержения. Опровержение тезиса путем выведения из него ложных следствий. Опровержение путем установления истинности антитезиса. Опровержение аргументов. Опровержение связи аргументов и тезиса.

Ошибки в доказательстве. Формальная ошибка. Ошибки в отношении тезиса. Ошибки в отношении аргументов.

Формализация доказательства. Теорема К.Геделя о неполноте формальной арифметики и результат А.Тарского. Их методологическое и философское значение.

Теоретико-вероятностный смысл концепции фальсификационизма.
Тема 13. Модальная логика. Доказательство и опровержение (семинар).


  1. Классическое и неклассическое в современной логике.

  2. Логические и физические модальности.

  3. Эпистемические, деонтические и аксиологические модальности.

  4. Структура и виды доказательств.

  5. Понятие опровержения. Его виды.


Вопросы для самопроверки:

  1. Укажите, какие модальные понятия используются в следующих высказываниях:

  1. Доказано, что сила равна массе, умноженной на ускорение.

  2. Запрещено распространять о другом человеке ложные, порочащие его сведения.

  3. Если жидкость нагревается, она с необходимостью закипает.

  4. Возможно, что вечный двигатель все-таки будет создан.

  1. Невозможно создать вечный двигатель.

  1. Опровергнуто, что двигатель с к.п.д. равным 100% может быть создан.

  2. Ньютон был убежден, что алхимия – наука.

  3. Сомнительно, что жизнь есть и на других, кроме Земли, планетах.

  4. То, что сегодня пошел дождь, - чистая случайность.

  5. Хорошо, что сессия уже сдана.

  6. Экзамен по специальности лучше сдать на «2», чем на «3».

  7. Возлюби ближнего, как самого себя.

  1. Определите, какие ошибки допускаются в следующих доказательствах:

  1. То, что должно быть, является добром. Но зло должно быть. Значит зло является добром.

  2. Если бы не было времени, то не было бы ни одного дня. Если бы не было ни дня, то всегда стояла бы ночь. Но если бы всегда стояла ночь, то было бы время. Следовательно, если бы не было времени, то оно было бы.

  3. Что является естественным, то является хорошим. Делать ошибки естественно. Значит, делать ошибки хорошо.

  4. «Человеком» можно назвать многих. Вы – человек. Значит, Вами можно назвать многих.

  5. Пегас есть крылатый конь. Следовательно, Пегас есть.




  1. Насколько вероятны следующие заключения:

  1. Известно, что у Баха в пяти поколениях его предков насчитывается 18 музыкальных дарований. Много талантливых людей было в роду Ч.Дарвина. Значит, способности человека предопределены тем, насколько талантливы были его предки.




  1. В слове «понедельник» сдержатся три гласные буквы, в слове «пятница» - три гласные, в слове «суббота» - три гласные.

Понедельник, пятница, суббота – дни недели.

Следовательно, в названии каждого дня недели ровно три гласные.




  1. Алюминий – твердое тело. Железо, медь, цинк, серебро, платина, золото, никель, барий, калий, свинец – также твердые тела.

Алюминий, железо, медь, цинк и т.п. – это металлы.

Значит, все металлы – твердые тела.




  1. Спаржа, цикорий, артишок, вьющаяся фасоль, земляная груша, лук, стахис – многолетние растения.

Спаржа, цикорий и т.п. – овощные культуры.

Значит, все овощные культуры – многолетние растения.




  1. Если в семье пятеро детей и все девочки, то какой вывод будет более вероятен: индуктивное обобщение «Шестой ребенок тоже будет девочкой или же утверждение «Шестой ребенок будет мальчиком».


Тема 14. Логические основы теории аргументации.

Искусство спора, или эристика (лекция).

Сходство и различие в смысле терминов «доказательство», «обоснование», «подтверждаемость» и т.д.

Способы аргументации и их основания. Стиль аргументации. Контекст аргументации.

Общезначимая аргументация. Прямое и косвенное подтверждение. Анализ тезиса с точки зрения его эмпирической подтверждаемости. Контекстуальные способы рационализации и обоснования: ссылки на авторитет, вкус, традиции, интуицию, веру и т.д.

Софизмы и развитие знания в древней Греции. Софизмы как особая форма постановки логических проблем. Паралогизмы. Апории.

Парадоксы и их значение для развития логики. Парадокс Лжеца. Парадокс Рассела. Проблема семантических антиномий и понятие метатеории.

Общие требования к спору. Корректные и некорректные приемы в споре. Четыре разновидности спора. Дискуссия. Полемика. Эклектика. Софистика.
Тема 15. Современная философская логика (семинар).


  1. Влияние философских парадигм на постановку логических проблем (дедуктивная логика и теоцентризм, теория индукции и первая научная революция, проблема классификации и теории эволюции в 19 веке).

  2. Объяснение как функция научной теории (дедуктивно-номонологическая модель научного объяснения, рациональное объяснение, интенциональное, или телеологическое объяснение).

  3. Понимание как универсальная операция мышления. Проблема герменевтического круга. Понимание как интерпретация.

Вопросы для самопроверки и обсуждения:

Как ответить на вопрос: «Что появилось раньше – курица или яйцо»?




  1. У знаменитого софиста Протагора был ученик Еватл, обучавшийся праву. По заключенному между ними договору Еватл должен был заплатить за обучение лишь в том случае, если выиграет свой первый судебный процесс. Если же он этот процесс проиграет, то вообще не должен платить. Закончив обучение, Еватл не стал участвовать в процессах, и это продолжалось довольно долго. Терпение Протагора иссякло и он подал на ученика в суд, рассуждая так: «Еватл либо выиграет судебный процесс, либо проиграет его. Если выиграет, то должен будет заплатить в силу договора. Если проиграет, то заплатит в силу решения суда». Еватл ответил Протагору: «Действительно, я либо выиграю, либо проиграю. Если выиграю, то решение суда освободит меня от обязанности платить. Если же я проиграю свой первый процесс, то не должен буду платить в силу нашей договоренности».

Как Вы полагаете, заплатит ли Еватл Протагору?


  1. Назовем игру нормальной, если она завершается в конечное число шагов. Примерами нормальных игр могут быть шахматы, шашки, домино и т.п.; эти игры всегда завершаются или победой одной из сторон, или ничьей. Игра, не являющаяся нормальной, продолжается бесконечно, не приводя ни к какому результату. Введем также понятия «суперигра»: первым ходом такой игры является установление того, какая именно нормальная игра должна играться (нельзя выбирать игру, не являющуюся нормальной).

Возникает следующая проблема: является сама суперигра нормальной или нет. Предположим, что это – нормальная игра. Так как первым ее ходом можно выбрать любую из нормальных игр, я могу сказать: «Давайте играть в суперигру». После этого суперигра началась, и следующий ход в ней ваш. Вы вправе сказать: «Давайте играть в суперигру». Я могу повторить: «Давайте играть в суперигру», и таким образом процесс может продолжаться бесконечно. Следовательно, суперигра не относится к нормальным играм. Но в силу того, что суперигра не относится к нормальным играм, своим первым ходом в суперигре я не могу предложить суперигру; я должен (должна) выбрать нормальную игру. Но выбор нормальной игры, имеющей конец, противоречит тому доказанному факту, что суперигра принадлежит к нормальным.
Является суперигра нормальной или нет?
3. Список литературы

Учебники:



Бочаров В.А. Логика. М., 1994

Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика как часть теории познания и научной методологии. М., 1994.

Ивин А.А. Логика. Учебник для вузов. М., 2008

Ивин А.А. Логика. Учебник для гуманитарных факультетов. М., 1999

Ивин А.А., Никифоров А.Л. Словарь по логике. М., 1998

Ивлев Ю.В. Логика. М., 1998
Ивлев Ю.В. Логика. Сборник упражнений по логике. М.,2004


Дополнительная литература:
Аристотель. О софистических опровержениях//Собр.соч. в 4-х тт. Т.2. М., 1978

Арно А., Николь П. Логика, или искусство мыслить. М., 1991

Ахманов А.С. Логическое учение Аристотеля. М., 1960

Горский Д.Н. Определение. М., 1996

Делез Ж. Логика смысла. М., 1995

Ивин А.А. Модальные теории Яна Лукасевича. М., 2001

Ивин А.А. Теория аргументации. М., 2000

Карнап Р. Значение и необходимость. М., 1959

Клини С.К. Математическая логика. М., 1973

«Логос», №7, 1999 (Тема: Львовско-Варшавкая школа)



Лукасевич Я. Аристотелевская силлогистика с точки зрения современной

логики. М., 1958



Моррис Ч.У. Основания теории знаков//Семиотика. М., 1983

Новое в зарубежной лингвистике. Вып. ХУШ. М., 1986



Остин Д. Как производить действия при помощи слов. Истина. Значение слова//Избранное. М., 1999

Пап А. Семантика и необходимая истина. М., 2002

Поварнин С.И. Спор. М., 1997

Попов П.С., Стяжкин Н.И. Развитие логических идей от античности до эпохи возрождения. М., 1974

Фейс Р. Модальная логика. М., 1974

Шуман А. Философская логика. Минск, 2001
Глоссарий

Логика - наука о законах и операциях правильного мышления.
Умозаключение – рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких высказываний (посылок) выводится новое высказывание (заключение или следствие).
Логическая форма – способ связи входящих в рассуждение содержательных частей.
Традиционная логика – первый этап в развитии (формальной) логики, начавшийся в 1У в. до н.э. и завершившийся в конце Х1Х-начале ХХ в., когда оформилась современная (математическая, символическая) логика.
Язык – знаковая система, используемая для целей коммуникации и познания.

Логический синтаксис – раздел логики, исследующий структурные свойства знаковых логических систем, правила образования и преобразования последовательностей знаков, отвлекаясь от их интерпретации.
Логическая семантика – раздел логики, исследующий отношение языковых выражений к обозначаемым объектам и выражаемому содержанию.
Логическая прагматика – раздел логики, изучающий отношения между логическими знаковыми системами и теми, кто воспринимает, интерпретирует и использует их.
Описание (репрезентатив) – высказывание, главной функцией которого является сообщение о реальном положении вещей и которое является истинным или ложным.
Норма (нормативное, или деонтическое высказывание) – высказывание, устанавливающее норму поведения, обязывающее, запрещающее или запрещающее что-либо под угрозой наказания.
Оценка (оценочное высказывание) – высказывание, устанавливающее абсолютную или сравнительную ценность какого-либо объекта.
Экспрессив – высказывание, выражащее чувства.
Декларация – высказывание, меняющее положение вещей.

Оректив – высказывание, используемое для возбуждения чувств, воли, побуждения к действию.
Содержательные выражения языка – выражения, имеющие значение, взятые сами по себе (понятия, высказывания).
Логические символы (логические постоянные) – несодержательные выражения языка, служащие для образования одних содержательных выражений из других.
Алогизм – ход мысли, нарушающий законы или правила логики.
Многозначность – наличие у слова или иного выражения языка двух или более разных значений в рамках одного и того же рассуждения.
Принцип однозначности – требование, чтобы понятие, используемое в процессе рассуждения, являлось именем одного и того же предмета или класса предметов на протяжении всего рассуждения.
Эквивокация – логическая ошибка, заключающаяся в том, что одно и то же понятие или выражение используется в разных значениях в одном рассуждении.
Гипостазирование – опредмечивание абстрактных сущностей (свойств или отношений предметов), приписывание им существования в форме предметов, вещей, лиц.
Имя – выражение языка, обозначающее отдельный предмет (явление, идею) или совокупность (класс, множество) сходных между собой предметов (явлений, идей).
Понятие – общее имя с относительно ясным и устойчивым содержанием, используемое в обычном языке или языке науки.
Содержание понятия – совокупность тех свойств, которые присущи всем предметам, обозначаемым понятием, и только этим предметам.
Объем понятия – совокупность, или класс, тех предметов, которые обладают признаками, входящими в содержание понятия.
Равнозначность – отношение между понятиями, объемы которых полностью совпадают.
Пересечение – отношение между понятиями, объемы которых частично совпадают.
Подчинение – отношения между понятиями, объем одного из которых полностью входит в объем другого.
Исключение – отношение между понятиями, объемы которых полностью исключают друг друга.
Род – то из двух находящихся в отношении понятий, объем которого полностью включает объем другого понятия.
Вид – понятие, подчиненное роду, полностью включенное в его объем.
Противоречащие понятия – понятия, объемы которых исключают друг друга, полностью исчерпывая объем родового понятия.
Противоположные понятия – понятия, объемы которых исключают друг друга, не исчерпывая объем родового понятия.
Определение - логическая операция, раскрывающая содержание понятия.
Явное определение – определение, имеющее форму равенства, совпадения содержания определяемого и определяющего понятия.
Неявное определение – определение, не имеющее формы равенства, совпадения определяемого и определяющего понятия.
Деление – операция распределения на группы тех предметов, которые мыслятся в делимом понятии.
Классификация – многоступенчатое, разветвленное деление.
Естественная классификация – классификация по важным, существенным для рассматриваемых объектов признакам.
Искусственная классификация – классификация, опирающаяся на второстепенные, случайные признаки.
Высказывание – грамматически правильное предложение, взятое вместе с выражаемым им смыслом. Некоторые виды высказываний могут быть истинными или ложными.
Простое высказывание – высказывание, не содержащее других высказываний в качестве своих частей.
Сложное высказывание – высказывание, полученное с помощью логических связок из более простых высказываний.
Отрицание – логическая связка «неверно, что» («не»), превращающая истинные высказывания в ложные, и наоборот.
Конъюнкция – логическая связка «и». Образуемое с помощью этой связки сложное высказывание является истинным тогда и только тогда, когда оба входящие в него простые высказывания истинны.
Дизъюнкция – логическая связка «или». Образуемое с помощью этой связки сложное высказывание истинно тогда, когда хотя бы одно из входящих в него простых высказываний является истинным.
Импликация – логическая связка, представляющая в языке логики условную связь («если, то»), а также сложное высказывание, образованное с помощью этой связки и являющееся ложным, когда основание этого высказывание истинно, а следствие ложно.
Эквивалентность – логическая связка «если и только если» и сложное высказывание, образованное с помощью этой связки и являющееся истинным, когда истинностные значения, входящих в него высказываний совпадают.
Категорическое высказывание – простое высказывание, образованное из двух понятий с помощью логических постоянных: «все…есть…», «некоторые…есть», «все…не есть…», «некоторые…не есть…».
Силлогистика – теория логических связей категорических высказываний.
Модальные понятия – понятия, конкретизирующие качественный характер связи, установленной в высказывании.
Аподиктический – безусловно достоверный, основанный на необходимости, неопровержимый.
Ассерторический – установленный, достоверный. Ассерторическое суждение утверждает нечто действительно существующее.
Логические модальные понятия – понятия, характеризующие отношения высказываний к законам логики («логически необходимо», «логически возможно», «логически случайно», «логически невозможно»).
Оценочные (аксиологические) понятия – понятия, с помощью которых формулируются абсолютные оценки («хорошо», «плохо», «безразлично») и понятия, служащие для формулировки сравнительных оценок («лучше», «предпочитается», «равноценно», «хуже» и т.п.).
Нормативные (деонтические) понятия – понятия, с помощью которых формулируются нормы («обязательно», «разрешено», «запрещено», «нормативно безразлично» и т.п.).
Доказательство – процедура установления обоснованности некоторого утверждения путем приведения других утверждений, обоснованность которых уже известна и из которых с необходимостью вытекает первое.
Тезис – утверждение, которое нужно доказать.
Основание (аргументы) – положения, с помощью которых доказывается тезис.
Прямое доказательство – доказательство, в котором из принятых аргументов логически вытекает тезис.
Антитезис – утверждение, противоречащее тезису.
Косвенное доказательство – доказательство, устанавливающее справедливость тезиса тем, что вскрывается ошибочность противоположного ему допущения, антитезиса.
Подмена тезиса – необоснованное или умышленное замещение тезиса доказательства другим утверждением.
Содержательная ошибка – попытка обосновать тезис с помощью ложных аргументов.
Опровержение – рассуждение, направленное против выдвинутого положения и имеющее своей целью установление его ошибочности или недоказанности.
Дедуктивное умозаключение (дедукция) – умозаключение, в котором связь посылок и заключения представляет собой закон логики, в силу чего заключение с логической необходимостью вытекает их принятых посылок.
Индуктивное умозаключение (индукция) – умозаключение, в котором связь посылок и заключения опирается не на закон логики, а на некоторые фактические или психологические основания.
Правдоподобное рассуждение – индуктивное рассуждение, дающее из истинных посылок только вероятное, или правдоподобные заключения.
Неполная индукция – умозаключение, результатом которого является общий вывод обо всем классе предметов на основании знания лишь части предметов этого класса.
Косвенное подтверждение – индуктивное обоснование утверждения путем эмпирического подтверждения следствий, выводимых из него.
Целевое обоснование – индуктивное обоснование позитивной оценки какого-либо объекта ссылкой на то, что с его помощью может быть получен другой объект, имеющий позитивную ценность.
Сорит – цепь сокращенных силлогизмов, в которых пропущена или большая или меньшая посылка.
Энтимема – рассуждение (силлогизм, доказательство), в котором некоторые посылки либо заключение не формулируются в явной форме, но подразумеваются.
Эпихейрема – сокращенный силлогизм, в котором обе посылки представляют собой энтимемы.
Философская логика – термин, используемый для обозначения приложений идей и аппарата современной логики для анализа понятий и проблем философии (напр., проблемы научного закона, необходимости, причинности, детерминизма, объяснения и понимания, искусственного интеллекта, моральных принципов и др.).
II. Распределение часов курса по темам и видам работ

№ п.п.

Наименование тем

Всего
(часов)

Аудиторные

занятия (час)



Самостоя-тельная работа

Лек-ции

Семи-нары

1

Предмет логики

2

2



2

2

Логика и язык

2

2



4

3

Понятия и операции с ними

2

2



4

4

Ловушки языка

2

2



2

5

Введение в логику. Логика и язык

2



2

4

6

Высказывания

4

4



2

7

Логика категорических высказываний. Логика предикатов.

2

2



4

8

Логика высказываний

4

2

2

4

9

Индуктивные рассуждения

2

2





10

Высказывания

2



2

4

11

Неклассическая и модальная логика

2

2



4

12

Доказательство и опровержение

2

2



2

13

Модальная логика. Доказательство и опровержение

4

2

2

4

14

Логические основы теории аргументации. Искусство спора, или эристика

4

2



2

15

Современная философская логика

6

4

2

2

Всего:

40

30

10

44

Форма итогового контроля: экзамен

III. Темы докладов и рефератов:

Логика в системе наук.


Два основных этапа в развитии логики.

Логическая форма.

Язык и мышление.

Отличия логики и когнитивной психологии в исследовании мышления.

Системность языка: синтаксис, семантика, прагматика.

Основные положения теории речевых актов.

Проблема понятия в традиционной и современной логике.

Логические отношения между понятиями.

Категорические высказывания и высказывания об отношениях.

Классификация и ее роль в естественных и гуманитарных науках.

Трудности классификации социальных объектов.

Ловушки классификации.

Понятие логического закона.

Закон противоречия и споры вокруг него.

Несостоятельность теории «основных» законов логики.

Природа логических законов.

Классическая и неклассическая логика.

Интуиционистская логика.

Многозначная логика.

Современные теории логического следования.

Паранепротиворечивая логика.

Логика времени.

Логика абсолютных и относительных оценок.

Деонтическая логика.

Логическая и онтологическая необходимость.

Логическая необходимость и логическое следование.

Физическая необходимость и законы природы.

Юридические и логические представления о структуре норм.

Проблема противоречия в оценочных и нормативных рассуждениях.

Несводимость абсолютных оценок к сравнительным, и наоборот.

Роль доказательств в математике.

Типичные ошибки в доказательствах.

Проблема формализации доказательства.

Современное истолкование апорий Зенона.

Софизмы в античной философии и логике.

Парадокс Лжеца – король логических парадоксов.

Парадоксы теории множеств.

Роль парадоксов в развитии логики.

Соблюдение правил логики в споре.

Основные разновидности споров.

Проблема надежности индукции.

Прямое и косвенное подтверждение.

Аналогия и ее структура.

Индуктивное обоснование оценок.



Трансформация аналитической парадигмы философской логики в неформальную логику.
IV. Вопросы для подготовки к экзамену:

  1. Предмет логики. Специфика логики как науки.

  2. Язык и мышление.

  3. Логическая грамматика.

  4. Проблема понятия в традиционной и современной логике.

  5. Объем и содержание понятия. Логические отношения между ними.

  6. Искусство определения понятий. Задачи и границы.

  7. Явные и неявные определения.

  8. Классификация и ее роль в науке. Трудности классификации в социальных и гуманитарных науках.

  9. Деление понятий и его основные правила.

  10. Законы логики.

  11. Многозначная логика.

  12. Модальная логика.

  13. Логический анализ оценок и норм.

  14. Понятие доказательства и его структура.

  15. Прямое и косвенное доказательство.

  16. Опровержение.

  17. Ошибки в доказательстве.

  18. Дедукция и индукция.

  19. Разновидности индуктивных рассуждений.

  20. Аналогия и ее виды.

  21. Софизмы и их роль в постановке логических проблем.

  22. Логические парадоксы.

  23. Корректные и некорректные приемы в споре.

  24. Категорические высказывания.

  25. Логика высказываний.

  26. Алетические модальности.

  27. Основные функции и употребления языка.

  28. Объяснение и его структура.

  29. Понимание и его роль в естественнонаучном и гуманитарном познании.

  30. Основные этапы в развитии логики.