страница 1
|
|
Похожие работы
|
Формула специальности: Специальность 13. 00. 04 – «Теория и методика физического - страница №1/1
Шифр специальности: 13.00.04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры Формула специальности: Специальность 13.00.04 – «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры» определяет методологию физической культуры, основные направления фундаментальных и прикладных исследований по научному обоснованию её содержания и методики, нормативной основы, специфики управления и особенностей организации. Результаты этих исследований позволят расширить базовую основу физического воспитания, спорта, оздоровительной и адаптивной физической культуры, усилить её профессионально-прикладную направленность. Области исследований: 1. Фундаментальные проблемы общей теории физической культуры. 1.1. Общие закономерности развития, функционирования и совершенствования системы физической культуры: - пути усиления значимости физической культуры в современном обществе; - научное обоснование структуры и содержания базовых компонентов системы физической культуры; - физическая культура как часть общей культуры; - физическая культура как социальное явление; - историко-логические и теоретические исследования эволюции научных знаний в области физической культуры; - прогнозирование развития системы физической культуры в государстве и международном сообществе; - дидактические проблемы физической культуры; - факторы, условия и закономерности направленного физического развития и совершенствования людей, входящих в различные социально-демографические и нозологические группы. 1.2. Управление в системе физической культуры: - менеджмент в системе физической культуры; - маркетинг в системе физической культуры; - управление физкультурным движением; - управление физкультурной организацией; - управление физической культурой в государстве, регионе, республике, городе, области, районе, отдельном населенном пункте. 1.3. Общие закономерности развития, функционирования и совершенствования двигательных (физических) способностей (качеств): - средства и методы развития и совершенствования, корригирования и поддержания силовых, скоростных и координационных способностей (качеств), гибкости, общей аэробной и специфической выносливости; - закономерности формирования двигательных навыков и умений; - содержание и методика формирования простых и сложных двигательных навыков и умений; - взаимосвязь и интерференция, взаимодействие и взаимовлияние двигательных (физических) способностей (качеств) и двигательных навыков; - общие и специфические закономерности переноса в формировании двигательных навыков и развитии двигательных (физических) способностей (качеств); - динамика развития двигательных (физических) способностей (качеств); - закономерности развития и совершенствования двигательных (физических) способностей (качеств), простых и сложных двигательных навыков в онтогенезе; - сенситивные периоды в развитии двигательных (физических) способностей (качеств) и двигательных навыков. 1.4. Средства и методы физической культуры в целях профилактики вредных привычек, укрепления здоровья, закаливания организма, повышения устойчивости человека к неблагоприятным факторам природной среды и экстремальным условиям жизнедеятельности. 1.5. Нормативная база физической культуры. 2. Теория и методика физического воспитания. 2.1. Теоретико-методологические и историко-логические проблемы физического воспитания: - дидактические проблемы базового физического воспитания; - психолого-педагогические технологии в системе физического воспитания; - методологические аспекты формирования нормативной основы физического воспитания; - управление системой физического воспитания. 2.2. Физическое воспитание в системе дошкольного, среднего, средне- специального и высшего образования: - направленность, содержание и методика физического воспитания в системе дошкольного, среднего, средне-специального и высшего образования; - особенности развития, функционирования и совершенствования двигательных (физических) способностей (качеств), формирование двигательных навыков и умений в системе дошкольного воспитания, среднего, средне-специального и высшего профессионального образования; - оптимизация профессиональной деятельности специалиста физической культуры в дошкольных, средних, средне-специальных и высших учебных заведениях; - физическое воспитание как средство становления личности. 3. Теория и методика спорта. 3.1. Спорт как социальное явление: - социальные, воспитательные и педагогические функции спорта; - историко-логические тенденции эволюции и преобразования научных знаний в области спорта; - международное олимпийское движение (закономерностей развития, функционирования и управления); - история развития отдельного вида спорта. 3.2. Система подготовки спортсменов. 3.2.1. Методологические концепты построения общей теории подготовки спортсменов и ее реализация на практике: - методологические аспекты построения теории подготовки спортсменов; - научные направления совершенствования системы подготовки спортсменов. 3.2.2. Соревновательная деятельность в спорте: - стратегия и тактика соревновательной деятельности; - структура соревновательной деятельности; - управление соревновательной деятельностью; - соревновательная деятельность спортсменов военнослужащих. 3.2.3. Общие основы подготовки спортсменов: - адаптация в спорте и закономерности её формирования у спортсменов; - адаптация основных функциональных систем организма к специфическим нагрузкам отдельных видов спорта; - энергообеспечение двигательной деятельности в спортивной тренировке; - нагрузки в спорте и их влияние на организм спортсменов; - утомление и восстановление в системе подготовки спортсменов; - формирование долговременных адаптационных реакций в многолетней и годичной подготовке; - основы управления произвольными движениями; - средства, методы и принципы спортивной подготовки. 3.2.4. Технико-тактическая и психологическая подготовка спортсменов: - техническая подготовленность и техническая подготовка спортсменов; - тактическая подготовленность и тактическая подготовка спортсменов; - психологическая подготовка и психологическая подготовленность спортсменов. 3.2.5. Двигательные (физические) способности (качества) и физическая подготовка спортсменов. - скоростные способности, методика их развития и совершенствования; - силовые способности и силовая подготовка; - координационные способности, методика их развития и совершенствования; - гибкость, методика ее развития и совершенствования; - выносливость, методика ее развития и совершенствования. 3.2.6. Макроструктура процесса подготовки спортсменов: - структура, содержание и направленность многолетнего процесса подготовки спортсменов; - структура, содержание и направленность подготовки спортсменов в годичном цикле тренировочного процесса. 3.2.7. Микро- и мезоструктура процесса подготовки спортсменов: - построение программ микроциклов; - построение программ мезоциклов. 3.2.8. Отбор, ориентация, управление и контроль в системе подготовки спортсменов: - отбор и ориентация спортсменов в системе многолетней подготовки; - управление в системе подготовки спортсменов; - контроль в спортивной тренировке. 3.2.9. Моделирование и прогнозирование в системе подготовки спортсменов: - моделирование в спорте; - прогнозирование в спорте. 3.2.10. Экстремальные условия в системе подготовки и соревновательной деятельности спортсменов: - среднегорье, высокогорье и искусственная гипоксия в системе подготовки спортсменов; - спортивная подготовка и соревнования в условиях высоких и низких температур; - десинхронизация и ресинхронизация циркадных ритмов у спортсменов; - психолого-педагогические аспекты профилактики спортивного травматизма. 3.2.11. Внетренировочные и внесоревновательные факторы в системе подготовки и соревновательной деятельности спортсменов: - средства восстановления работоспособности спортсменов после напряженной соревновательной деятельности; - тренажеры в системе спортивной тренировки; - деятельность по борьбе с распространением допинга в спорте. 3.3. Система подготовки юных спортсменов: - методология юношеского спорта; - научные и методические основы управления процессом подготовки юных спортсменов; - программирование тренировочного процесса юных спортсменов; - содержание, методика и направленность тренировочного процесса юных спортсменов в отдельном виде спорта; - теоретические и прикладные аспекты построения учебного и тренировочного процесса в училищах олимпийского резерва и общеобразовательных школах-интернатах спортивного профиля. 3.4. Теория и организация массового спорта: - содержание, методы и организация массового спорта; - управление системой массового спорта; - факторы, принципы и пути усиления действенности массового спорта в обществе. 3.5. Система подготовки спортсменов военнослужащих: - методология военного спорта; - управление системой подготовки спортсменов военнослужащих; - теоретические и прикладные аспекты построения процесса спортивной подготовки в силовых ведомствах. 4. Теория и методика профессионально-прикладной физической культуры и физической подготовки военнослужащих. 4.1. Общие закономерности развития, функционирования и совершенствования системы профессионально-прикладной физической культуры и физической подготовки военнослужащих: - средства и методы профессионально-прикладной физической культуры и физической подготовки для повышения устойчивости организма человека к неблагоприятным и отрицательным факторам профессиональной деятельности; - педагогические технологии в системе профессионально-прикладной физической культуры и физической подготовке военнослужащих; - история развития и становления профессионально-прикладной физической культуры и физической подготовки военнослужащих. 4.2. Содержательная и нормативная основа системы профессионально- прикладной физической культуры и физической подготовки военнослужащих: - средства и методы развития, функционирования и совершенствования профессионально важных физических качеств и формирования прикладных двигательных навыков представителей различных, в том числе и воинских профессий; - взаимосвязь общефизических и профессионально-важных физических качеств; - перенос специальной физической тренированности; - этапность и периодизация развития, функционирования и совершенствования профессионально важных физических качеств и прикладных двигательных навыков; - периодизация профессионально-прикладной физической культуры и физической подготовки военнослужащих; - управление процессом профессионально-прикладной физической культуры и физической подготовки военнослужащих. 5. Теория и методика оздоровительной физической культуры. 5.1. Методология оздоровительной физической культуры: - дидактические основы оздоровительной физической культуры; - организационно-методические основы оздоровительной физической культуры; - управление системой оздоровительной физической культуры; - системные механизмы обеспечения различных слоев населения и возрастных групп оптимальными двигательными режимами в оздоровительных целях. 5.2. Оздоровительная физическая культура в процессе жизнедеятельности человека: - средства, формы и методы оздоровительной физической культуры; - содержание и методика оздоровительной физической культуры различных слоев населения и возрастных групп; - оздоровительная физическая культура в профилактике различных заболеваний. 5.3. Физкультурно-оздоровительные технологии: - содержание и направленность физкультурно-оздоровительных технологий; - системные механизмы конструирования физкультурно-оздоровительных технологий. 6. Теория и методика адаптивной физической культуры. 6.1. Теоретико-методологические и методические проблемы адаптивной физической культуры: - цель, задачи, принципы и функции адаптивной физической культуры; - средства, методы и организационные формы адаптивной физической культуры; - программно-нормативные основы адаптивной физической культуры; - национально-этнические и религиозные особенности адаптивной физической культуры. 6.2. Проблемы физического образования и воспитания инвалидов и лиц с отклонением состояния здоровья всех социально-демографических и нозологических групп. 6.3. Виды адаптивного спорта, входящие в программы Олимпийских игр, игр специальной олимпиады и Всемирных игр глухих («тихих игр»), а также научное обоснование содержания и направленности новых видов спорта инвалидов. 6.4. Двигательная реакция, интегрированные программы, объединяющие определенный вид адаптивной физической культуры с искусством и творческой деятельностью инвалидов и лиц с отклонением состояния здоровья всех социально-демографических и нозологических групп. 6.5. Адаптивная физическая реабилитация, восстановление и совершенствование физического, психологического и социального здоровья инвалидов. 7. Психология физической культуры. 7.1. Психологические закономерности физического воспитания молодежи. 7.2. Психология личности и деятельность учителя физической культуры. 7.3. Психологические аспекты ориентации и отбора в различные виды спорта. 7.4. Психология детского и юношеского спорта. 7.5. Психологические закономерности психического и физического совершенствования в процессе занятий массовым спортом (мотивация, формирование навыков, развитие физических, психических и нравственных качеств). 7.6. Психология соревнования в спорте высших достижений. 7.7. Психология личности и деятельности тренера. 7.8. Социально-психологические аспекты физической культуры. Отрасль наук: педагогические науки психологические науки |
|