Похожие работы
|
Рабочая программа дисциплины экспериментальная психология направление подготовки - страница №1/2
Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
_________________С.Г. Дембицкий
" 31 " мая 2012 г.
Рабочая программа дисциплины
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Направление подготовки
030300 — ПСИХОЛОГИЯ
Профиль подготовки
Практическая социальная психология
Психология здоровья
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
очная, очно-заочная, заочная
Рекомендовано Ученым советом НОУ ВПО «МПСУ»
(протокол № 8 от 28 мая 2012 г.)
|
Одобрено кафедрой
(протокол № от 2012 г.)
Зав.кафедрой
(подпись)
|
Москва
2012
Разработчик Бурмистрова Екатерина Викторовна, кандидат психологических наук
«Экспериментальная психология» представляет собой базовый курс в системе подготовки психологов и знакомит с основами психологического экспериментирования как предметной деятельности психолога-исследователя. Программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для направлению 030300 «Психология». Программа может использоваться в учебном процессе для широкого круга специальностей и направлений подготовки кадров в области психологии, педагогики, менеджмента.
При разработке рабочей программы учебной дисциплины в основу положены:
-
ФГОС ВПО по направлению подготовки 030300.62 Психология (квалификация (степень) «бакалавриат»), утвержденный приказом Минобрнауки России от 21.12. 2009 г. № 759
Рецензент: Телегина Э.Д., д.псх.н., профессор, зав.кафедрой общей психологии НОУ ВПО «МПСУ»
1. Цели освоения дисциплины
Целями освоения учебной дисциплины «Экспериментальная психология» является формирование у студентов компетенций в области построения экспериментального психологического исследования.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
2.1. Учебная дисциплина «Экспериментальная психология» относится к базовой части профессионального цикла.
2.2. Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и владения, формируемые предшествующими дисциплинами школьной программы, а также предыдущими курсами основной образовательной программы.
Общая психология (Введение в психологию)
Знать: общую характеристику психологии как науки, включающую в себя основные категории, методы, отрасли, проблемы, феномены; психологические феномены, категории, методы изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики с позиций, существующих в отечественной и зарубежной науке подходов; основные проблемы психологии человека как субъекта деятельности и субъекта познания; Закономерности функционирования и развития психики человека как субъекта деятельности и познания; содержание основных теоретических подходов к определению предмета психологии
Уметь: применять общепсихологические знания для выявления специфики психического функционирования человека; Использовать психологические феномены, категории, методы изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики для решения профессиональных задач; Осуществлять анализ, обобщение и синтез фактов и теоретических положений психологии для решения профессиональных задач; применять общепсихологические знания о психологических феноменах для прогнозирования изменений и динамики уровня развития психики человека
Владеть: методами теоретического изучения закономерностей функционирования и развития психики; нормативами научного мышления; методами теоретического изучения закономерностей функционирования и развития психики.
2.3. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения, владение, формируемые данной учебной дисциплиной
№
п/п
|
Наименование обеспечиваемых (последующих) учебных дисциплин
|
№№ разделов данной учебной дисциплины (модуля), необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) учебных дисциплин (модулей)
|
1.
|
методологические основы психологии
|
1
|
2
|
психодиагностика
|
2
|
3
|
общий психологический практикум
|
1,2
|
4
|
психология развития и возрастная психология
|
4
|
5
|
педагогическая психология
|
4
|
6
|
социальная психология
|
4
|
7
|
математические методы в психологии.
|
1,2
|
2.4. Требования к результатам освоения учебной дисциплины
Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и общими для всех видов профессиональной деятельности компетенциями (ОПК):
№
п/п
|
Номер/индекс компетенции
|
Содержание компетенции
(или ее части)
|
В результате изучения учебной
дисциплины обучающиеся должны
|
Знать
|
Уметь
|
Владеть
|
1.
|
ОК-3
|
Владение культурой научного мышления: обобщение, анализ и синтез фактов и теоретических положений
|
- общую характеристику психологии как науки, включающую в себя основные категории, методы, отрасли, проблемы, феномены;
- психологические феномены, категории, методы изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики с позиций, существующих в отечественной и зарубежной науке подходов;
- подходы к организации психологического эксперимента, сложившиеся в психологических школах
|
- различать уровни организации исследования (уровни методов и методик)
- рецензировать экспериментальные (и эмпирические) психологические исследования
|
-нормативами научного мышления;
-методами теоретического и эмпирического изучения закономерностей функционирования и развития психики
- системой понятий, составляющих основу этических норм экспериментального психологического исследования
|
2.
|
ОК-4
|
Использование системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики
|
- основания выбора методов психологического исследования
- основные типы исследований в психологии
|
-применять различные экспериментальные планы для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики
|
-методами теоретического и эмпирического изучения закономерностей функционирования и развития психики
|
3.
|
ОК-5
|
Применение теоретического и экспериментального исследования, основных методов математического анализа и моделирования, стандартных статистических пакетов для обработки данных, полученных при решении различных профессиональных задач
|
- подходы к организации психологического эксперимента, сложившиеся в психологических школах
- основы содержательного и формального планирования экспериментов
- критерии оценивания валидности исследований
|
- различать и применять основные формы экспериментального контроля и контроля за выводом
|
-методами теоретического и эмпирического изучения закономерностей функционирования и развития психики
- методами обработки и интерпретации данных психологического исследования;
|
4.
|
ОК-9
|
Проведение библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчетов, заключений и пр.
|
Знать нормы и правила оформления результатов психологического исследования
|
- осуществлять подготовительную работу для проведения исследования, а также обрабатывать и интерпретировать данные
- уметь оформлять результаты исследования
|
навыками оформления научных статей и отчетов
|
5.
|
ПК-10
|
Понимание и постановка профессиональных задач в области научно-
исследовательской и практической деятельности
|
- подходы к организации психологического эксперимента, сложившиеся в психологических школах
- основы содержательного и формального планирования экспериментов
- критерии оценивания валидности исследований
|
- применять различные экспериментальные планы для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики
- различать и применять основные формы экспериментального контроля и контроля за выводом
|
-методами теоретического и эмпирического изучения закономерностей функционирования и развития психики
- методами обработки и интерпретации данных психологического исследования;
- навыками оформления научных статей и отчетов
|
6.
|
ПК-11
|
Участие в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии
|
- подходы к организации психологического эксперимента, сложившиеся в психологических школах
- основы содержательного и формального планирования экспериментов
- критерии оценивания валидности исследований
|
- планировать психологическое исследование на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии;
- различать и применять основные формы экспериментального контроля и контроля за выводом
|
-методами теоретического и эмпирического изучения закономерностей функционирования и развития психики
методами обработки и интерпретации данных психологического исследования;
навыками оформления научных статей и отчетов
|
7.
|
ПК-12
|
Проведение стандартного прикладного исследования в определенной области психологии
|
- основания выбора методов психологического исследования
- основы содержательного и формального планирования экспериментов
- основные типы исследований в психологии
|
- организовывать и осуществлять прикладные исследования в любой области психологии ;
- планировать психологическое исследование на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии - различать и применять основные формы экспериментального контроля и контроля за выводом
|
- методами обработки и интерпретации данных психологического исследования;
навыками оформления научных статей и отчетов
|
8.
|
ПК-17
|
Подготовка условий для лабораторных и практических занятий, участие в их проведении
|
-основы содержательного и формального планирования экспериментов
|
- различать и применять основные формы экспериментального контроля и контроля за выводом
|
- методами обработки и интерпретации данных психологического исследования;
|
9.
|
ПК-19
|
Самообразование на протяжении всей профессиональной жизни
|
- подходы к организации психологического эксперимента, сложившиеся в психологических школах
|
- рецензировать экспериментальные (и эмпирические) психологические исследования
|
- методами обработки и интерпретации данных психологического исследования;
|
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Экспериментальная психология».
КАРТА КОМПЕТЕНЦИИЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
|
Целями освоения учебной дисциплины «Экспериментальная психология» является формирование у студентов компетенций в области построения экспериментального психологического исследования.
|
В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие
|
Профессиональные компетенции:
|
КОМПЕТЕНЦИИ
|
Перечень компонентов
|
Технологии формирования
|
Формы оценочного средства
|
Уровни освоения компетенции
|
ИНДЕКС
|
ФОРМУЛИРОВКА
|
ОК - 3
|
Владение культурой научного мышления: обобщение, анализ и синтез фактов и теоретических положений
|
Знать: - общую характеристику психологии как науки, включающую в себя основные категории, методы, отрасли, проблемы, феномены;
- подходы к организации психологического эксперимента, сложившиеся в психологических школах
Уметь: различать уровни организации исследования (уровни методов и методик)
- рецензировать экспериментальные (и эмпирические) психологические исследования
Владеть: нормативами научного мышления; системой категорий и понятий общей и экспериментальной психологии
|
- лекции и практические занятия;
- изучение и конспектирование основной и дополнительной литературы;
|
- реферат
- экзамен
|
ПОРОГОВЫЙ
- знание основные понятия экспериментальной психологии
ПОВЫШЕННЫЙ
уметь осуществлять анализ современных представлений об организации научного психологического исследования
|
ОК-4
|
Использование системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики
|
Знать: - основания выбора методов психологического исследования
- основные типы исследований в психологии
Уметь: применять различные экспериментальные планы для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики Владеть: методами теоретического и эмпирического изучения закономерностей функционирования и развития психики
|
- лекции и практические занятия;
- изучение и конспектирование основной и дополнительной литературы;
|
-реферат
- экзамен
|
ПОРОГОВЫЙ
- знание основные понятия экспериментальной психологии
- знание основных этапов исследования, способов планирования экспериментов, а также методов обработки и интерпретации данных
ПОВЫШЕННЫЙ
уметь осуществлять анализ современных психологических исследований с точки зрения нормативов организации научного психологического исследования
|
ОК-5
|
Применение теоретического и экспериментального исследования, основных методов математического анализа и моделирования, стандартных статистических пакетов для обработки данных, полученных при решении различных профессиональных задач
|
Знать: - подходы к организации психологического эксперимента, сложившиеся в психологических школах
-основы содержательного и формального планирования экспериментов
-критерии оценивания валидности исследований
Уметь: различать и применять основные формы экспериментального контроля и контроля за выводом
Владеть:
- методами обработки и интерпретации данных психологического исследования;
|
- практические занятия;
- анализ классических исследований в психологии
- разбор практических ситуаций («case studies»)
|
-реферат
- ИДЗ
- экзамен
|
ПОРОГОВЫЙ
- знание основных методов обработки и интерпретации данных
ПОВЫШЕННЫЙ
уметь применять основные методы организации теоретических и экспериментальных исследований при решении различных профессиональных задач
|
ОК-9
|
Проведение библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчетов, заключений и пр.
|
Знать: Знать нормы и правила оформления результатов психологического исследования
Уметь: - осуществлять подготовительную работу для проведения исследования, а также обрабатывать и интерпретировать данные
- уметь оформлять результаты исследования
Владеть: навыками оформления научных статей и отчетов
|
- лекции и практические занятия;
- изучение и конспектирование основной и дополнительной литературы;
|
- ИДЗ
- экзамен
|
ПОРОГОВЫЙ
- знание основных способов осуществления библиографической и информационно-поисковой работы
ПОВЫШЕННЫЙ
уметь применять основные способы осуществления библиографической и информационно-поисковой работы для осуществления обоснования актуальности исследования
|
ПК-10
|
Понимание и постановка профессиональных задач в области научно-
исследовательской и практической деятельности
|
Знать: - подходы к организации психологического эксперимента, сложившиеся в психологических школах
- основы содержательного и формального планирования экспериментов
- критерии оценивания валидности исследований
Уметь: - применять различные экспериментальные планы для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики
- различать и применять основные формы экспериментального контроля и контроля за выводом
Владеть: методами теоретического и эмпирического изучения закономерностей функционирования и развития психики
- методами обработки и интерпретации данных психологического исследования;
- навыками оформления научных статей и отчетов
|
- лекции и практические занятия;
- изучение и конспектирование основной и дополнительной литературы;
|
- реферат
- НИРС
- ИДЗ
-экзамен
|
ПОРОГОВЫЙ
- знание основных способов определения источников проблемы психологического исследования
ПОВЫШЕННЫЙ
Уметь самостоятельно ставить профессиональные задачи в области научно-исследовательской деятельности
|
ПК-11
|
Участие в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии
|
Знать: - подходы к организации психологического эксперимента, сложившиеся в психологических школах
- основы содержательного и формального планирования экспериментов
- критерии оценивания валидности исследований
Уметь:планировать психологическое исследование на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии;
- различать и применять основные формы экспериментального контроля и контроля за выводом
Владеть:
методами обработки и интерпретации данных психологического исследования;
навыками оформления научных статей и отчетов
|
- практические занятия;
- разбор практических ситуаций («case studies»)
|
- ИДЗ
- НИРС
- экзамен
|
ПОРОГОВЫЙ
Осуществление отдельных этапов научного исследования
ПОВЫШЕННЫЙ
Уметь самостоятельно ставить профессиональные задачи в области научно-исследовательской деятельности и проводить исследования
|
ПК-12
|
Проведение стандартного прикладного исследования в определенной области психологии
|
Знать: - основания выбора методов психологического исследования
- основы содержательного и формального планирования экспериментов
Уметь: - организовывать и осуществлять прикладные исследования в любой области психологии ;
Владеть: методами обработки и интерпретации данных психологического исследования
|
- практические занятия;
- разбор практических ситуаций («case studies»)
|
- ИДЗ
- НИСР
- экзамен
|
ПОРОГОВЫЙ
Осуществление отдельных этапов научного исследования
ПОВЫШЕННЫЙ
Уметь самостоятельно ставить профессиональные задачи в области научно-исследовательской деятельности и проводить исследования
|
ПК-17
|
Подготовка условий для лабораторных и практических занятий, участие в их проведении
|
Знать: - основы содержательного и формального планирования экспериментов
Уметь: - различать и применять основные формы экспериментального контроля и контроля за выводом
Владеть: - методами обработки и интерпретации данных психологического исследования;
|
- практические занятия;
- разбор практических ситуаций («case studies»)
|
- ИДЗ
-НИРС
-экзамен
|
ПОРОГОВЫЙ
Осуществление отдельных этапов научного исследования
ПОВЫШЕННЫЙ
Уметь самостоятельно осуществлять психологическое исследование
|
ПК-19
|
Самообразование на протяжении всей профессиональной жизни
|
Знать: - подходы к организации психологического эксперимента, сложившиеся в психологических школах
Уметь:рецензировать экспериментальные (и эмпирические) психологические исследования
Владеть: методами обработки и интерпретации данных психологического исследования
|
- практические занятия;
- разбор практических ситуаций («case studies»)
|
- ИДЗ
-экзамен
|
ПОРОГОВЫЙ
Осуществление отдельных этапов научного исследования
ПОВЫШЕННЫЙ
Уметь самостоятельно осуществлять анализ валидности данных психологического исследования
|
4. Структура и содержание дисциплины «Экспериментальная психология»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы 144 часа.
Очная форма обучения (срок обучения 4 года)
№
п/п
|
Разделы и темы
дисциплины
|
Семестр
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
|
Формы текущего контроля успеваемости
Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)
|
ВСЕГО
|
Из них аудиторные занятия
|
Самостоятельная работа
|
Контрольная работа
|
Курсовая работа
|
Лекции
|
Практикум
Лаборатор
|
Практическ.занятия /семинары
|
Интерактив
|
1
|
Экспериментальная психология как отрасль современной психологии
|
5
|
16
|
5
|
|
1
|
4
|
10
|
|
|
|
2
|
Эксперимент в системе методов психологического исследования
|
5
|
22
|
5
|
|
2
|
4
|
11
|
|
|
|
3
|
Теория психологического эксперимента
|
5
|
25
|
4
|
|
2
|
6
|
12
|
|
|
|
4
|
Типы психологических экспериментов
|
5
|
25
|
4
|
|
2
|
6
|
12
|
|
|
|
5
|
Квазиэкспериментальные исследования и факторные эксперименты
|
5
|
28
|
4
|
|
4
|
6
|
12
|
|
|
|
6
|
Корреляционный подход в психологических исследованиях
|
5
|
28
|
6
|
|
4
|
6
|
12
|
|
|
|
|
ИТОГО
|
5
|
0
|
28
|
|
15
|
32
|
69
|
|
|
Экзамен
|
Очно-заочная форма обучения (срок обучения 4,5 года)
№
п/п
|
Разделы и темы
дисциплины
|
Семестр
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
|
Формы текущего контроля успеваемости
Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)
|
ВСЕГО
|
Из них аудиторные занятия
|
Самостоятельная работа
|
Контрольная работа
|
Курсовая работа
|
Лекции
|
Практикум
Лаборатор
|
Практическ.занятия /семинары
|
Интерактив
|
1
|
Экспериментальная психология как отрасль современной психологии
|
4
|
16
|
2
|
|
1
|
2
|
11
|
|
|
|
2
|
Эксперимент в системе методов психологического исследования
|
4
|
22
|
2
|
|
1
|
2
|
17
|
|
|
|
3
|
Теория психологического эксперимента
|
4
|
24
|
1
|
|
1
|
3
|
19
|
|
|
|
4
|
Типы психологических экспериментов
|
4
|
26
|
1
|
|
1
|
3
|
21
|
|
|
|
5
|
Квазиэкспериментальные исследования и факторные эксперименты
|
4
|
28
|
3
|
|
2
|
3
|
20
|
|
|
|
6
|
Корреляционный подход в психологических исследованиях
|
4
|
28
|
3
|
|
2
|
3
|
20
|
|
|
|
|
ИТОГО
|
4
|
144
|
12
|
|
88
|
16
|
108
|
|
|
Экзамен
|
Очно-заочная форма обучения (срок обучения 5 лет)
№
п/п
|
Разделы и темы
дисциплины
|
Семестр
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
|
Формы текущего контроля успеваемости
Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)
|
ВСЕГО
|
Из них аудиторные занятия
|
Самостоятельная работа
|
Контрольная работа
|
Курсовая работа
|
Лекции
|
Практикум
Лаборатор
|
Практическ.занятия /семинары
|
Интерактив
|
1
|
Экспериментальная психология как отрасль современной психологии
|
4
|
16
|
2
|
|
1
|
2
|
11
|
|
|
|
2
|
Эксперимент в системе методов психологического исследования
|
4
|
22
|
2
|
|
1
|
2
|
17
|
|
|
|
3
|
Теория психологического эксперимента
|
4
|
24
|
1
|
|
1
|
3
|
19
|
|
|
|
4
|
Типы психологических экспериментов
|
4
|
26
|
1
|
|
1
|
3
|
21
|
|
|
|
5
|
Квазиэкспериментальные исследования и факторные эксперименты
|
4
|
28
|
3
|
|
2
|
3
|
20
|
|
|
|
6
|
Корреляционный подход в психологических исследованиях
|
4
|
28
|
3
|
|
2
|
3
|
20
|
|
|
|
|
ИТОГО
|
4
|
144
|
12
|
|
8
|
16
|
108
|
|
|
Экзамен
|
Заочная форма обучения (срок обучения 4 года)
№
п/п
|
Разделы и темы
дисциплины
|
Семестр
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
|
Формы текущего контроля успеваемости
Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)
|
ВСЕГО
|
Из них аудиторные занятия
|
Самостоятельная работа
|
Контрольная работа
|
Курсовая работа
|
Лекции
|
Практикум
Лаборатор
|
Практическ.занятия /семинары
|
Интерактив
|
1
|
Экспериментальная психология как отрасль современной психологии
|
5
|
16
|
|
|
1
|
|
15
|
|
|
|
2
|
Эксперимент в системе методов психологического исследования
|
5
|
22
|
1
|
|
|
1
|
20
|
|
|
|
3
|
Теория психологического эксперимента
|
5
|
24
|
|
|
1
|
1
|
22
|
|
|
|
4
|
Типы психологических экспериментов
|
5
|
26
|
1
|
|
|
1
|
24
|
|
|
|
5
|
Квазиэкспериментальные исследования и факторные эксперименты
|
5
|
28
|
1
|
|
1
|
|
26
|
|
|
|
6
|
Корреляционный подход в психологических исследованиях
|
5
|
28
|
1
|
|
1
|
1
|
25
|
|
|
|
|
ИТОГО
|
5
|
144
|
4
|
|
4
|
4
|
132
|
|
|
Экзамен
|
Заочная форма обучения (срок обучения 5 лет)
№
п/п
|
Разделы и темы
дисциплины
|
Семестр
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
|
Формы текущего контроля успеваемости
Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)
|
ВСЕГО
|
Из них аудиторные занятия
|
Самостоятельная работа
|
Контрольная работа
|
Курсовая работа
|
Лекции
|
Практикум
Лаборатор
|
Практическ.занятия /семинары
|
Интерактив
|
1
|
Экспериментальная психология как отрасль современной психологии
|
4
|
16
|
|
|
1
|
1
|
15
|
|
|
|
2
|
Эксперимент в системе методов психологического исследования
|
4
|
22
|
1
|
|
1
|
|
20
|
|
|
|
3
|
Теория психологического эксперимента
|
4
|
24
|
1
|
|
|
1
|
22
|
|
|
|
4
|
Типы психологических экспериментов
|
4
|
26
|
|
|
1
|
|
24
|
|
|
|
5
|
Квазиэкспериментальные исследования и факторные эксперименты
|
4
|
28
|
1
|
|
|
1
|
26
|
|
|
|
6
|
Корреляционный подход в психологических исследованиях
|
4
|
28
|
1
|
|
1
|
1
|
25
|
|
|
|
|
ИТОГО
|
4
|
144
|
4
|
|
4
|
4
|
132
|
|
|
Экзамен
|
Заочная форма обучения (срок обучения 3.5 года на базе СПО)
№
п/п
|
Разделы и темы
дисциплины
|
Семестр
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
|
Формы текущего контроля успеваемости
Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)
|
ВСЕГО
|
Из них аудиторные занятия
|
Самостоятельная работа
|
Контрольная работа
|
Курсовая работа
|
Лекции
|
Практикум
Лаборатор
|
Практическ.занятия /семинары
|
Интерактив
|
1
|
Экспериментальная психология как отрасль современной психологии
|
4
|
16
|
|
|
1
|
1
|
15
|
|
|
|
2
|
Эксперимент в системе методов психологического исследования
|
4
|
22
|
1
|
|
1
|
|
20
|
|
|
|
3
|
Теория психологического эксперимента
|
4
|
24
|
|
|
|
1
|
22
|
|
|
|
4
|
Типы психологических экспериментов
|
4
|
26
|
1
|
|
|
1
|
24
|
|
|
|
5
|
Квазиэкспериментальные исследования и факторные эксперименты
|
4
|
28
|
1
|
|
1
|
|
26
|
|
|
|
6
|
Корреляционный подход в психологических исследованиях
|
4
|
28
|
1
|
|
1
|
1
|
25
|
|
|
|
|
ИТОГО
|
4
|
144
|
4
|
|
4
|
4
|
132
|
|
|
Экзамен
|
Заочная форма обучения (срок обучения 3 года 8 месяцев на базе СПО)
№
п/п
|
Разделы и темы
дисциплины
|
Семестр
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
|
Формы текущего контроля успеваемости
Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)
|
ВСЕГО
|
Из них аудиторные занятия
|
Самостоятельная работа
|
Контрольная работа
|
Курсовая работа
|
Лекции
|
Практикум
Лаборатор
|
Практическ.занятия /семинары
|
Интерактив
|
1
|
Экспериментальная психология как отрасль современной психологии
|
4
|
16
|
|
|
1
|
1
|
15
|
|
|
|
2
|
Эксперимент в системе методов психологического исследования
|
4
|
22
|
1
|
|
|
1
|
20
|
|
|
|
3
|
Теория психологического эксперимента
|
4
|
24
|
1
|
|
|
1
|
22
|
|
|
|
4
|
Типы психологических экспериментов
|
4
|
26
|
|
|
1
|
|
24
|
|
|
|
5
|
Квазиэкспериментальные исследования и факторные эксперименты
|
4
|
28
|
1
|
|
1
|
|
26
|
|
|
|
6
|
Корреляционный подход в психологических исследованиях
|
4
|
28
|
1
|
|
1
|
1
|
25
|
|
|
|
|
ИТОГО
|
4
|
144
|
4
|
|
4
|
4
|
132
|
|
|
Экзамен
|
Заочная форма обучения (срок обучения 3.5 года на базе ВПО)
№
п/п
|
Разделы и темы
дисциплины
|
Семестр
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
|
Формы текущего контроля успеваемости
Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)
|
ВСЕГО
|
Из них аудиторные занятия
|
Самостоятельная работа
|
Контрольная работа
|
Курсовая работа
|
Лекции
|
Практикум
Лаборатор
|
Практическ.занятия /семинары
|
Интерактив
|
1
|
Экспериментальная психология как отрасль современной психологии
|
4
|
16
|
|
|
1
|
1
|
15
|
|
|
|
2
|
Эксперимент в системе методов психологического исследования
|
4
|
22
|
1
|
|
|
1
|
20
|
|
|
|
3
|
Теория психологического эксперимента
|
4
|
24
|
1
|
|
|
1
|
22
|
|
|
|
4
|
Типы психологических экспериментов
|
4
|
26
|
|
|
1
|
|
24
|
|
|
|
5
|
Квазиэкспериментальные исследования и факторные эксперименты
|
4
|
28
|
1
|
|
1
|
|
26
|
|
|
|
6
|
Корреляционный подход в психологических исследованиях
|
4
|
28
|
1
|
|
1
|
1
|
25
|
|
|
|
|
ИТОГО
|
4
|
144
|
4
|
|
4
|
4
|
132
|
|
|
Экзамен
|
Содержание дисциплины
№
раздела
|
Наименование раздела учебной дисциплины
|
Содержание раздела в дидактических единицах
|
1
|
Экспериментальная психология как отрасль современной психологии
|
Экспериментальная психология как отрасль современной психологии. Предмет, цель и задачи экспериментальной психологии.
Наука как система знаний и как вид деятельности. Нормативы научного мышления. Теоретическое и эмпирическое знание в психологии. Понятие эмпирической проверки научных гипотез. Верификация и фальсификация теории. «Психологическая реальность», мир теорий и экспериментальные модели.
История развития экспериментального метода в психологии. Первые психологические эксперименты Э. Вебера, Г. Фехнера и др. Экспериментальная психологическая лаборатория В. Вундта. Вклад Г. Эббингауза, А. Бинэ, Ф. Гальтона в развитие экспериментального метода в психологии.
Развитие экспериментальной психологии в России (В.М. Бехтерев, А.Ф. Лазурский, С.С. Корсаков, А.А. Токарский, Н.Н. Ланге, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, О.К. Тихомиров и др.)
|
2
|
Эксперимент в системе методов психологического исследования
|
Методология экспериментального психологического исследования. Понятие парадигмы научного исследования. Естественнонаучная и гуманитарная парадигмы исследования. Методологические принципы психологического исследования. Виды психологических исследований. Структура психологического исследования.
Этика психологических исследований.
Основные источники научных проблем.
Научное исследование, его принципы и структура. Типы эмпирических данных в психологии. Эмпирические методы в психологии. Классификация исследовательских методов в психологии.
Метод наблюдения. Методики наблюдения в экспериментальных схемах.
Измерение в психологии. Психологические шкалы, измерение переменных и интерпретация количественных данных. Психологическое шкалирование и психодиагностические методики при реализации экспериментального метода.
Эмпирические методы в психологии Неэкспериментальные психологические методы Эксперимент в системе методов психологического исследования
|
3
|
Теория психологического эксперимента
|
Теория психологического эксперимента. Определение эксперимента. Специфика психологического эксперимента.
Эксперимент как средство проверки гипотез о причинно-следственных отношениях. Понятие психологической причинности.
Виды переменных в психологическом эксперименте. Способы задания независимых переменных в психологическом эксперименте. Измерение зависимых переменных. Управляемые и субъективные переменные.
Экспериментальная гипотеза. Виды психологических гипотез, проверяемых в эксперименте. Требования к формулировкам причинно-следственных гипотез. Уровни гипотез: теоретические, экспериментальные и статистические.
Понятия надежности, репрезентативности и валидности психологического эксперимента. Валидность психологического эксперимента. Виды валидности. Внутренняя валидность эксперимента и принятие решения об экспериментальном эффекте. Конструктная валидность и концептуальные репликации.
Внешняя валидность.
Артефактные выводы как результат невалидности эксперимента.
Установление экспериментального эффекта. Понятие артефакта.
Основы планирования психологического эксперимента. Формальное и содержательное планирование. План эксперимента и план обработки данных. Планирование эксперимента и контроль переменных. Схема контроля в межгрупповых панах. Схема контроля во внутригрупповых планах. Смешения переменных. Схемы контроля сопутствующих смешений.
Критерии классификации экспериментальных планов. Доэкспериментальные планы. Истинные экспериментальные планы.
|
4
|
Типы психологических экспериментов
|
Типы психологических экспериментальных исследований. Типы экспериментов в психологии. Основания типологий.
«Естественный» и «социальный» эксперименты.
Педагогический и психолого-педагогический эксперименты.
Генетический метод и метод срезов.
Специфика экспериментирования в рамках культурно-исторической концепции.
Формирующий эксперимент, экспериментальные исследования в возрастной психологии и социальной психологии.
Эксперименты при реализации лонгитюдного исследования.
Кросс-культурные исследования.
|
5
|
Квазиэкспериментальные исследования и факторные эксперименты
|
Понятие квазиэксперимента. Цели квазиэксперимента. Ограничения в осуществлении экспериментальных воздействиях в квазиэкспериментальном исследовании. Измерения в квазиэксперименте.
Квазиэкспериментальная проверка гипотез.
Квазиэкспериментальные планы.
Факторные планы. Цели проведения факторных экспериментов.
|
6
|
Корреляционный подход в психологических исследованиях
|
Корреляционный подход как метод «пассивно-наблюдающего» исследования. Отличия статистических решений при использовании мер связей и мер различий. Коэффициенты ковариации и корреляции.
Формы контроля в корреляционных исследованиях. Основные планы корреляционных исследований. Моделирование причинно-следственных отношений между переменными в корреляционных исследованиях. Основные виды корреляционных исследований: Простые, сравнительные, структурные. Стратегии формирования групп в сравнительных корреляционных исследованиях. Области применения корреляционных исследований.
|
5. Образовательные технологии «Экспериментальная психология»
Наименование
раздела
учебной
дисциплины
|
Виды аудиторных занятий
|
Формы проведения интерактивных занятий
|
Особенности проведения интерактивных занятий (индивидуальные / в малых группах / групповые)
|
Формы
|
Часы
|
Эксперимент в системе методов психологического исследования.
|
Л
|
Проблемная
лекция
|
1
|
Групповые
|
Типы
психологических
экспериментов
|
ПЗ
|
Реферат с презентацией
|
1
|
Групповые
|
Квазиэкспериментальные исследования и факторные эксперименты
|
ПЗ
|
Доклад с презентацией
|
1
|
Групповые
|
Корреляционный подход в психологических исследованиях
|
ПЗ
|
Доклад с презентацией
|
1
|
Групповые
|
|
|
|
4
|
|
Примеры интерактивных форм и методов проведения занятий:
Проблемная лекция - это активный педагогический метод, ведущий к интенсификации учебного процесса. Задача преподавателя - создав проблемную ситуацию, побудить студентов к поискам решения проблемы, шаг за шагом подводя их к искомой цели. Для этого новый теоретический материал представляется в форме проблемной задачи. В ее условии имеются противоречия, которые необходимо обнаружить и разрешить.
Дискуссия — это групповое обсуждение проблем по заранее заданной теме. Участие в дискуссии обязательно для каждого студента. Студент должен изучить учебную и научную литературу по теме дискуссии, ориентироваться в действующем законодательстве. Оцениваться будет не только степень активности в форуме, но, прежде всего, аргументированная позиция студента относительно поставленного в дискуссии вопроса.
Показ видеоматериалов. Данный вид работы предполагает просмотр научных и научно-популярных видеоматериалов по изучаемым темам с последующим письменным анализом просмотренных эпизодов на основе изученных психодиагностических понятий, законов, закономерностей. Анализ проводится по вопросам, обозначенным в контрольной карте к видеоматериалам, разработанной преподавателем.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
6.1. Виды СРС
№ раздела
|
Наименование раздела учебной дисциплины
|
Виды СРС
|
1
|
Экспериментальная психология как отрасль современной психологии
|
Выполнение заданий при подготовке к семинарским занятиям
Работа со справочными материалами (словарями, энциклопедиями)
Изучение и конспектирование основной и дополнительной литературы
Выполнение индивидуальных домашних заданий (подготовка реферата)
|
2
|
Эксперимент в системе методов психологического исследования
|
Выполнение заданий при подготовке к семинарским занятиям
Выполнение заданий при подготовке к тестированию
Работа со справочными материалами (словарями, энциклопедиями)
Изучение и конспектирование основной и дополнительной литературы
Выполнение индивидуальных домашних заданий (подготовка реферата)
|
3
|
Теория психологического эксперимента
|
Выполнение заданий при подготовке к семинарским занятиям
Изучение и конспектирование основной литературы
Изучение и конспектирование дополнительной литературы
Выполнение заданий при подготовке к тестированию
|
4
|
Типы психологических экспериментов
|
Выполнение заданий при подготовке к семинарским занятиям
Выполнение индивидуальных домашних заданий
Изучение и конспектирование основной литературы
Изучение и конспектирование дополнительной литературы
|
5
|
Квазиэкспериментальные исследования и факторные эксперименты
|
Выполнение заданий при подготовке к семинарским занятиям
Изучение и конспектирование основной и дополнительной литературы
Выполнение индивидуальных домашних заданий
Выполнение научно-исследовательской работы
|
6
|
Корреляционный подход в психологических исследованиях
|
Выполнение заданий при подготовке к семинарским занятиям,
Изучение и конспектирование основной литературы
Изучение и конспектирование дополнительной литературы
Выполнение индивидуальных домашних заданий
|
6.2. Виды контроля и аттестации, формы оценочных средств
№ раздела
|
Виды контроля и аттестации (ВК, Тат, ПрАт)
|
Наименование раздела учебной дисциплины
|
Оценочные средства
|
Форма
|
Количество вопросов в задании
|
Количество независимых вариантов
|
1
|
Тат
|
Экспериментальная психология как отрасль современной психологии
|
Реферат
|
10
|
1
|
2
|
Тат
|
Эксперимент в системе методов психологического исследования.
|
Реферат
|
10
|
1
|
Тестирование
|
20
|
2
|
3
|
Тат
|
Теория психологического эксперимента
|
Тестирование
|
20
|
2
|
4
|
Тат
|
Типы
психологических
экспериментов
|
ИДЗ
|
1
|
1
|
5
|
Тат
|
Квазиэкспериментальные исследования и факторные эксперименты
|
НИРС
|
1
|
1
|
ИДЗ
|
1
|
1
|
6
|
Тат
|
Корреляционный подход в психологических исследованиях
|
ИДЗ
|
1
|
1
|
1-6
|
ПрАт
|
Экспериментальная психология
|
Экзамен
|
2
|
25
|
следующая страница >>
|