Похожие работы
|
Рабочая программа дисциплины зоопсихология и сравнительная психология направление - страница №1/2
Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
_________________С.Г. Дембицкий
"_____"__________________20___ г.
Рабочая программа дисциплины
ЗООПСИХОЛОГИЯ И СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Направление подготовки
030300 – ПСИХОЛОГИЯ
Профиль подготовки
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
очная, очно-заочная, заочная
Рекомендовано Ученым советом НОУ ВПО «МПСУ»
(протокол № ___ от 20__г.)
|
Одобрено кафедрой общей психологии
(протокол № от 20 г.)
Зав.кафедрой _______________________________
|
Москва 2012
Зорина Зоя Александровна, д.б.н., профессор, кафедра общей психологии. Курс предназначен для студентов, обучающихся по направлению «Психология».
В программе представлен тематический план изучения дисциплины, задания для самостоятельной работы, приводятся вопросы для подготовки к зачету
Рецензент: Телегина Э.Д., д.псх.н, профессор, зав.кафедрой общей психологии НОУ ВПО «МПСУ»
1. Цели освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины «Зоопсихология и сравнительная» является обеспечение будущих психологов основными знаниями в области происхождения психики человека. Курс знакомит студента с современными представлениями о поведении и психике животных и об истории их формирования, об ученых, внесших наиболее фундаментальный вклад в развитие этой области науки, о применяемых методах исследования и о возможности практического применения накопленных данных. Особое внимание уделено происхождению высших психических функций человека и поиску их биологических предпосылок.
2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Учебный курс «Зоопсихология и сравнительная психология», относится к профессиональному циклу (базовая часть) подготовки по направлению: психология. Эту дисциплину изучают на втором курсе после того, как студенты познакомятся с основами общей психологии, а также психофизиологии. Это позволяет им приступить к изучению проблемы происхождения психики человека, в том числе эволюционных истоков (биологических предпосылок) мышления и сознания. Данный курс важен для студентов как в теоретическом плане, так и в практическом. Он способствует формированию мировоззрения психолога и создает основу для использования зоопсихологических знаний в хозяйственной деятельности человека, в развивающей работе с детьми, в разработке методов психотерапии и анималотерапии, в формировании программ реинтродукции в природу редких и исчезающих видов.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
-
определения объекта и предмета зоопсихологии;
-
основные психологические принципы и научные подходы к изучению поведения и психики животных;
-
историю исследований поведения и психики животных в зарубежной и отечественной психологии;
-
роль зоопсихологии для понимания других отраслей психологии (прежде всего, для психологии развития) и разнообразные направления и школы традиционной и современной зоопсихологии;
-
определения категорий: поведение, психика, мышление, сознание, научение, онтогенез, врожденное и приобретенное, общение и язык;
-
экспериментальные методы изучения поведения и психики животных;
-
стадии эволюции психики;
-
вклад знаний по зоопсихологии в понимание происхождения психики человека.
-
анализировать теоретический материал по основным проблемам зоопсихологии;
-
использовать результаты изучения поведения для описания психики животных.
-
культурой научного мышления, приемами анализа как экспериментального материала, так и теоретических положений;
-
методами нахождения и использования информации о современных исследованиях в области зоопсихологии и сравнительной психологии.
-
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
Способностью и готовностью к:
владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3);
проведению библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчетов, заключений и пр. (ОК-9);
применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9);
применению знаний по зоопсихологии и сравнительной психологии для решения задач в различных областях профессиональной практики (ПК-дополнительно);
пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-10);
просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-20).
4. Структура и содержание дисциплины Зоопсихология и сравнительная психология
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы 72 ч.
Очная форма обучения (срок обучения 4 года)
№
п/п
|
Разделы и темы
дисциплины
|
Семестр
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
|
Формы текущего контроля успеваемости
Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)
|
ВСЕГО
|
Из них аудиторные занятия
|
Самостоятельная работа
|
Контрольная работа
|
Курсовая работа
|
Лекции
|
Лаборатор.
практикум
|
Практическ.занятия
Семинары
|
Интерактив
|
1
|
Раздел 1: Генетически детерминированные основы поведения и психики животных
|
2
|
32
|
10
|
|
6
|
|
16
|
|
|
|
2
|
Тема: 1. Предмет и задачи курса, история, методы изучения и общая характеристика поведения и психики животных
|
2
|
12
|
4
|
|
2
|
|
6
|
|
|
|
3
|
Тема 2. Этология: генетически детерминированные формы видотипичного поведения
|
2
|
8
|
2
|
|
2
|
|
4
|
|
|
|
4
|
Тема 3. Организация обществ, социальное поведение и коммуникативные системы животных
|
2
|
4
|
2
|
|
|
|
2
|
|
|
|
5
|
Тема 4. Развитие поведения и психики в онтогенезе; игровой 6период онтогенеза
|
2
|
8
|
2
|
|
2
|
|
4
|
|
|
|
6
|
Раздел 2: Высшие когнитивные способности животных
|
2
|
34
|
10
|
|
8
|
|
16
|
|
|
|
7
|
Тема 1. Индивиду-ально-приспособи-тельная деятельность животных. Факуль-тативное научение
|
2
|
8
|
2
|
|
2
|
|
4
|
|
|
|
8
|
Тема 2. Мышление животных:
|
2
|
10
|
4
|
|
2
|
|
4
|
|
|
|
9
|
Тема 3. Биологические предпосылки речи человека: символизация
|
2
|
8
|
2
|
|
2
|
|
4
|
|
|
|
10
|
Тема 4. Эволюция психики. Сравнительная характеристика психики высших позвоночных и человека
|
2
|
8
|
2
|
|
2
|
|
4
|
|
|
|
11
|
Раздел 3: Прикладные аспекты зоо- и сравнительной психологии
|
2
|
6
|
2
|
|
2
|
|
2
|
|
|
|
12
|
Тема 1. Применение знаний о поведении и психике животных в различных сферах деятельности человека
|
2
|
6
|
2
|
|
2
|
|
2
|
|
|
|
|
ИТОГО
|
2
|
72
|
22
|
|
16
|
|
34
|
|
|
Зачет
|
В соответствии с Типовым положением о вузе к видам учебной работы отнесены: лекции, консультации, семинары, практические занятия, лабораторные работы, контрольные работы, коллоквиумы, самостоятельные работы, научно-исследовательская работа, практики, курсовое проектирование (курсовая работа). Высшее учебное заведение может устанавливать другие виды учебных занятий.
Очно-заочная форма обучения (срок обучения 4.5 года)
№
п/п
|
Разделы и темы
Дисциплины
|
Семестр
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
|
Формы текущего контроля успеваемости
Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)
|
ВСЕГО
|
Из них аудиторные занятия
|
Самостоятельная работа
|
Контрольная работа
|
Курсовая работа
|
Лекции
|
Лаборатор.
практикум
|
Практическ.занятия / семинары
|
Интерактив
|
1
|
Раздел 1: Генетически детерминированные основы поведения и психики животных
|
3
|
32
|
2
|
|
4
|
|
26
|
|
|
|
2
|
Тема: 1. Предмет и задачи курса, история, методы изучения и общая характеристика поведения и психики животных
|
3
|
12
|
2
|
|
|
|
10
|
|
|
|
3
|
Тема 2. Этология: генетически детерминированные формы видотипичного поведения
|
3
|
8
|
|
|
2
|
|
6
|
|
|
|
4
|
Тема 3. Организация обществ, социальное поведение и коммуникативные системы животных
|
3
|
4
|
|
|
|
|
4
|
|
|
|
5
|
Тема 4. Развитие поведения и психики в онтогенезе; игровой период онтогенеза
|
3
|
8
|
|
|
2
|
|
6
|
|
|
|
6
|
Раздел 2: Высшие когнитивные способности животных
|
3
|
34
|
4
|
|
6
|
|
24
|
|
|
|
7
|
Тема 1. Индивиду-ально-приспособи-тельная деятельность животных. Факультативное научение
|
3
|
8
|
|
|
|
|
8
|
|
|
|
8
|
Тема 2. Мышление животных:
|
3
|
10
|
2
|
|
2
|
|
6
|
|
|
|
9
|
Тема 3. Биологические предпосылки речи человека: символизация
|
3
|
8
|
2
|
|
2
|
|
4
|
|
|
|
10
|
Тема 4. Эволюция психики. Сравнительная характеристика психики высших позвоночных и человека
|
3
|
8
|
|
|
2
|
|
6
|
|
|
|
11
|
Раздел 3: Приклад- ные аспекты зоо- и сравнительной психологии
|
3
|
6
|
2
|
|
1
|
|
3
|
|
|
|
12
|
Тема 1. Применение знаний о поведении и психике животных в различных сферах деятельности человека
|
3
|
6
|
2
|
|
1
|
|
3
|
|
|
|
|
ИТОГО:
|
3
|
72
|
8
|
|
11
|
|
53
|
|
|
Зачет
|
Очно-заочная форма обучения (срок обучения 5 лет)
№
п/п
|
Разделы и темы
Дисциплины
|
Семестр
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
|
Формы текущего контроля успеваемости
Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)
|
ВСЕГО
|
Из них аудиторные занятия
|
Самостоятельная работа
|
Контрольная работа
|
Курсовая работа
|
Лекции
|
Лаборатор.
практикум
|
Практическ.занятия / семинары
|
Интерактив
|
1
|
Раздел 1: Генетически детерминированные основы поведения и психики животных
|
3
|
32
|
2
|
|
4
|
|
26
|
|
|
|
2
|
Тема: 1. Предмет и задачи курса, история, методы изучения и общая характеристика поведения и психики животных
|
3
|
12
|
2
|
|
|
|
10
|
|
|
|
3
|
Тема 2. Этология: генетически детерминированные формы видотипичного поведения
|
3
|
8
|
|
|
2
|
|
6
|
|
|
|
4
|
Тема 3. Организация обществ, социальное поведение и коммуникативные системы животных
|
3
|
4
|
|
|
|
|
4
|
|
|
|
5
|
Тема 4. Развитие поведения и психики в онтогенезе; игровой период онтогенеза
|
3
|
8
|
|
|
2
|
|
6
|
|
|
|
6
|
Раздел 2: Высшие когнитивные способности животных
|
3
|
34
|
4
|
|
6
|
|
24
|
|
|
|
7
|
Тема 1. Индивиду-ально-приспособи-тельная деятельность животных. Факультативное научение
|
3
|
8
|
|
|
|
|
8
|
|
|
|
8
|
Тема 2. Мышление животных:
|
3
|
10
|
2
|
|
2
|
|
6
|
|
|
|
9
|
Тема 3. Биологические предпосылки речи человека: символизация
|
3
|
8
|
2
|
|
2
|
|
4
|
|
|
|
10
|
Тема 4. Эволюция психики. Сравнительная характеристика психики высших позвоночных и человека
|
3
|
8
|
|
|
2
|
|
6
|
|
|
|
11
|
Раздел 3: Приклад- ные аспекты зоо- и сравнительной психологии
|
3
|
6
|
2
|
|
1
|
|
3
|
|
|
|
12
|
Тема 1. Применение знаний о поведении и психике животных в различных сферах деятельности человека
|
3
|
6
|
2
|
|
1
|
|
3
|
|
|
|
|
ИТОГО:
|
3
|
72
|
8
|
|
11
|
|
53
|
|
|
Зачет
|
Заочная форма обучения (срок обучения 4 года)
№
п/п
|
Разделы и темы
Дисциплины
|
Семестр
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
|
Формы текущего контроля успеваемости
Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)
|
ВСЕГО
|
Из них аудиторные занятия
|
Самостоятельная работа
|
Контрольная работа
|
Курсовая работа
|
Лекции
|
Лаборатор.
практикум
|
Практическ.занятия / семинары
|
Интерактив
|
1
|
Раздел 1: Генетически детерминированные основы поведения и психики животных
|
3
|
32
|
2
|
|
2
|
|
28
|
|
|
|
2
|
Тема: 1. Предмет и задачи курса, история, методы изучения и общая характеристика поведения и психики животных
|
3
|
12
|
2
|
|
2
|
|
8
|
|
|
|
3
|
Тема 2. Этология: генетически детерминированные формы видотипичного поведения
|
3
|
8
|
|
|
|
|
8
|
|
|
|
4
|
Тема 3. Организация обществ, социальное поведение и коммуникативные системы животных
|
3
|
4
|
|
|
|
|
4
|
|
|
|
5
|
Тема 4. Развитие поведения и психики в онтогенезе; игровой период онтогенеза
|
3
|
8
|
|
|
|
|
8
|
|
|
|
6
|
Раздел 2: Высшие когнитивные способности животных
|
3
|
34
|
|
|
2
|
|
32
|
|
|
|
7
|
Тема 1. Индивиду-ально-приспособи-тельная деятельность животных. Факультативное научение
|
3
|
8
|
|
|
|
|
8
|
|
|
|
8
|
Тема 2. Мышление животных:
|
3
|
10
|
|
|
2
|
|
8
|
|
|
|
9
|
Тема 3. Биологические предпосылки речи человека: символизация
|
3
|
8
|
|
|
|
|
8
|
|
|
|
10
|
Тема 4. Эволюция психики. Сравнительная характеристика психики высших позвоночных и человека
|
3
|
8
|
|
|
|
|
8
|
|
|
|
11
|
Раздел 3: Прикладные аспекты зоо- и сравнительной психологии
|
3
|
6
|
|
|
|
|
6
|
|
|
|
12
|
Тема 1. Применение знаний о поведении и психике животных в различных сферах деятельности человека
|
3
|
6
|
|
|
|
|
6
|
|
|
|
|
ИТОГО
|
3
|
72
|
2
|
|
4
|
|
66
|
|
|
Зачет
|
Заочная форма обучения (срок обучения 5 лет)
№
п/п
|
Разделы и темы
дисциплины
|
Семестр
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
|
Формы текущего контроля успеваемости
Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)
|
ВСЕГО
|
Из них аудиторные занятия
|
Самостоятельная работа
|
Контрольная работа
|
Курсовая работа
|
Лекции
|
Лаборатор.
практикум
|
Практическ.занятия / семинары
|
Интерактив
|
1
|
Раздел 1: Генетически детерминированные основы поведения и психики животных
|
2
|
32
|
2
|
|
2
|
|
28
|
|
|
|
2
|
Тема: 1. Предмет и задачи курса, история, методы изучения и общая характеристика поведения и психики животных
|
2
|
12
|
2
|
|
|
|
10
|
|
|
|
3
|
Тема 2. Этология: генетически детерминированные формы видотипичного поведения
|
2
|
8
|
|
|
2
|
|
6
|
|
|
|
4
|
Тема 3. Организация обществ, социальное поведение и коммуникативные системы животных
|
2
|
4
|
|
|
|
|
4
|
|
|
|
5
|
Тема 4. Развитие поведения и психики в онтогенезе; игровой период онтогенеза
|
2
|
8
|
|
|
|
|
8
|
|
|
|
6
|
Раздел 2: Высшие когнитивные способности животных
|
2
|
34
|
2
|
|
2
|
|
30
|
|
|
|
7
|
Тема 1. Индивидуально-приспособи-тельная деятельность животных. Факультативное научение
|
2
|
8
|
|
|
2
|
|
6
|
|
|
|
8
|
Тема 2. Мышление животных:
|
2
|
10
|
2
|
|
|
|
8
|
|
|
|
9
|
Тема 3. Биологические предпосылки речи человека: символизация
|
2
|
8
|
|
|
|
|
8
|
|
|
|
10
|
Тема 4. Эволюция психики. Сравнительная характеристика психики высших позвоночных и человека
|
2
|
8
|
|
|
|
|
8
|
|
|
|
11
|
Раздел 3: Прикладные аспекты зоо- и сравнительной психологии
|
2
|
6
|
|
|
|
|
6
|
|
|
|
12
|
Тема 1. Применение знаний о поведении и психике животных в различных сферах деятельности человека
|
2
|
6
|
|
|
|
|
6
|
|
|
|
|
ИТОГО:
|
2
|
72
|
4
|
|
4
|
|
64
|
|
|
Зачет
|
Заочная форма обучения (срок обучения 3,5 года на базе ВПО)
№
п/п
|
Разделы и темы
дисциплины
|
Семестр
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
|
Формы текущего контроля успеваемости
Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)
|
ВСЕГО
|
Из них аудиторные занятия
|
Самостоятельная работа
|
Контрольная работа
|
Курсовая работа
|
Лекции
|
Лаборатор.
практикум
|
Практическ.занятия / семинары
|
Интерактив
|
1
|
Раздел 1: Генетически детерминированные основы поведения и психики животных
|
2
|
32
|
2
|
|
2
|
|
28
|
|
|
|
2
|
Тема: 1. Предмет и задачи курса, история, методы изучения и общая характеристика поведения и психики животных
|
2
|
12
|
2
|
|
|
|
10
|
|
|
|
3
|
Тема 2. Этология: генетически детерминированные формы видотипичного поведения
|
2
|
6
|
|
|
|
|
6
|
|
|
|
4
|
Тема 3. Организация обществ, социальное поведение и коммуникативные системы животных
|
2
|
4
|
|
|
|
|
4
|
|
|
|
5
|
Тема 4. Развитие поведения и психики в онтогенезе; игровой период онтогенеза
|
2
|
8
|
|
|
|
|
8
|
|
|
|
6
|
Раздел 2: Высшие когнитивные способности животных
|
2
|
34
|
|
|
|
|
34
|
|
|
|
7
|
Тема 1. Индивидуально-приспособи-тельная деятельность животных. Факультативное научение
|
2
|
8
|
|
|
|
|
8
|
|
|
|
8
|
Тема 2. Мышление животных:
|
2
|
10
|
|
|
2
|
|
8
|
|
|
|
9
|
Тема 3. Биологические предпосылки речи человека: символизация
|
2
|
8
|
|
|
|
|
8
|
|
|
|
10
|
Тема 4. Эволюция психики. Сравнительная характеристика психики высших позвоночных и человека
|
2
|
8
|
|
|
|
|
8
|
|
|
|
11
|
Раздел 3: Прикладные аспекты зоо- и сравнительной психологии
|
2
|
6
|
|
|
|
|
6
|
|
|
|
12
|
Тема 1. Применение знаний о поведении и психике животных в различных сферах деятельности человека
|
2
|
6
|
|
|
|
|
6
|
|
|
|
|
ИТОГО:
|
2
|
72
|
4
|
2
|
2
|
|
68
|
|
|
Зачет
|
Заочная форма обучения (срок обучения 3,5 года на базе СПО)
№
п/п
|
Разделы и темы
дисциплины
|
Семестр
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
|
Формы текущего контроля успеваемости
Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)
|
ВСЕГО
|
Из них аудиторные занятия
|
Самостоятельная работа
|
Контрольная работа
|
Курсовая работа
|
Лекции
|
Лаборатор.
практикум
|
Практическ.занятия / семинары
|
Интерактив
|
1
|
Раздел 1: Генетически детерминированные основы поведения и психики животных
|
3
|
32
|
2
|
|
2
|
|
28
|
|
|
|
2
|
Тема: 1. Предмет и задачи курса, история, методы изучения и общая характеристика поведения и психики животных
|
3
|
12
|
2
|
|
|
|
10
|
|
|
|
3
|
Тема 2. Этология: генетически детерминированные формы видотипичного поведения
|
3
|
6
|
|
|
|
|
6
|
|
|
|
4
|
Тема 3. Организация обществ, социальное поведение и коммуникативные системы животных
|
3
|
4
|
|
|
|
|
4
|
|
|
|
5
|
Тема 4. Развитие поведения и психики в онтогенезе; игровой период онтогенеза
|
3
|
8
|
|
|
|
|
8
|
|
|
|
6
|
Раздел 2: Высшие когнитивные способности животных
|
3
|
34
|
|
|
|
|
34
|
|
|
|
7
|
Тема 1. Индивидуально-приспособи-тельная деятельность животных. Факультативное научение
|
3
|
8
|
|
|
|
|
8
|
|
|
|
8
|
Тема 2. Мышление животных:
|
3
|
10
|
|
|
2
|
|
8
|
|
|
|
9
|
Тема 3. Биологические предпосылки речи человека: символизация
|
3
|
8
|
|
|
|
|
8
|
|
|
|
10
|
Тема 4. Эволюция психики. Сравнительная характеристика психики высших позвоночных и человека
|
3
|
8
|
|
|
|
|
8
|
|
|
|
11
|
Раздел 3: Прикладные аспекты зоо- и сравнительной психологии
|
3
|
6
|
|
|
|
|
6
|
|
|
|
12
|
Тема 1. Применение знаний о поведении и психике животных в различных сферах деятельности человека
|
3
|
6
|
|
|
|
|
6
|
|
|
|
|
ИТОГО:
|
3
|
72
|
4
|
2
|
2
|
|
68
|
|
|
Зачет
|
Заочная форма обучения (срок обучения 3,8 года на базе СПО ГВД)
№
п/п
|
Разделы и темы
дисциплины
|
Семестр
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
|
Формы текущего контроля успеваемости
Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)
|
ВСЕГО
|
Из них аудиторные занятия
|
Самостоятельная работа
|
Контрольная работа
|
Курсовая работа
|
Лекции
|
Лаборатор.
практикум
|
Практическ.занятия / семинары
|
Интерактив
|
1
|
Раздел 1: Генетически детерминированные основы поведения и психики животных
|
3
|
32
|
2
|
|
2
|
|
28
|
|
|
|
2
|
Тема: 1. Предмет и задачи курса, история, методы изучения и общая характеристика поведения и психики животных
|
3
|
12
|
2
|
|
|
|
10
|
|
|
|
3
|
Тема 2. Этология: генетически детерминированные формы видотипичного поведения
|
3
|
6
|
|
|
|
|
6
|
|
|
|
4
|
Тема 3. Организация обществ, социальное поведение и коммуникативные системы животных
|
3
|
4
|
|
|
|
|
4
|
|
|
|
5
|
Тема 4. Развитие поведения и психики в онтогенезе; игровой период онтогенеза
|
3
|
8
|
|
|
|
|
8
|
|
|
|
6
|
Раздел 2: Высшие когнитивные способности животных
|
3
|
34
|
|
|
|
|
34
|
|
|
|
7
|
Тема 1. Индивидуально-приспособи-тельная деятельность животных. Факультативное научение
|
3
|
8
|
|
|
|
|
8
|
|
|
|
8
|
Тема 2. Мышление животных:
|
3
|
10
|
|
|
2
|
|
8
|
|
|
|
9
|
Тема 3. Биологические предпосылки речи человека: символизация
|
3
|
8
|
|
|
|
|
8
|
|
|
|
10
|
Тема 4. Эволюция психики. Сравнительная характеристика психики высших позвоночных и человека
|
3
|
8
|
|
|
|
|
8
|
|
|
|
11
|
Раздел 3: Прикладные аспекты зоо- и сравнительной психологии
|
3
|
6
|
|
|
|
|
6
|
|
|
|
12
|
Тема 1. Применение знаний о поведении и психике животных в различных сферах деятельности человека
|
3
|
6
|
|
|
|
|
6
|
|
|
|
|
ИТОГО:
|
3
|
72
|
4
|
2
|
2
|
|
68
|
|
|
Зачет
|
5. Образовательные технологии
В ходе освоения курса предусмотрено планомерное чередование различных видов аудиторных занятий: лекций и практических занятий. При изложении каждой темы необходимо указание на ее связь как с современными проблемами науки, так и с практическими вопросами.
Обязательными требованиями являются:
использование имеющихся в распоряжении преподавателя наглядных материалов (компьютерные презентации и видеофильмы);
чередование практических занятий и регулярных опросов и докладов;
периодическое включение занятий по проверке изучения рекомендованных монографий;
постоянное стимулирование самостоятельной работы студентов.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
Содержание самостоятельной работы и формы контроля по темам дисциплины
Самостоятельная работа студентов по курсу «Зоопсихология и сравнительная психология» включает изучение презентаций по каждой теме, которые предоставляются преподавателем на каждом занятии, в сочетании с изучением основной и дополнительной литературы. Предлагается следующий список контрольных вопросов для самопроверки знаний по каждой теме.
Раздел 1: Генетически детерминированные основы поведения и психики животных
Тема: 1. Предмет и задачи курса, история, методы изучения и общая характеристика поведения и психики животных
-
Какое из определений соответствует понятию «поведение»?
-
Что такое психика?
-
Что является источником познания психики животных?
-
Что такое антропоморфизм?
-
Какие науки изучают поведение и психику животных?
-
Задачи зоо- и сравнительной психологии
-
Назовите основоположников: этологии
бихевиоризма
отечественной зоопсихологии
физиологии ВНД;
-
Какие важнейшие открытия в науках о поведении и психике животных были сделаны:
в первое десятилетие ХХ века
во второе десятилетие ХХ века
-
Какой вклад в изучение поведения и психики животных внесли:
-
Ч. Дарвин, И. П. Павлов, Э. Торндайк, Дж. Уотсон, В. А. Вагнер, Н.Н. Ладыгина-Котс, В. Келер, Э. Толмен, А.Н. Леонтьев, К. Лоренц, Н. Тинберген, Л. В. Крушинский, А. Н. Северцов, Дж. Гудолл, Л.А. Фирсов.
-
Кто написал, что «разница между психикой человека и животных, как бы велика она ни была, это разница в степени, а не в качестве»?
-
-
Назовите основные способы классификации поведения
-
Как делятся поведенческие акты по способу формирования в онтогенезе?
-
Какая категория поведения приспосабливает животное к типичным для данного вида условиям среды?
-
Какую роль в адаптации к среде играют инстинкты?
-
Какую роль в адаптации к среде играют научение?
-
Дайте краткую характеристику индивидуального, репродуктивного и социального поведения животных.
-
Перечислите формы индивидуального поведения
Тема 2. Этология: генетически детерминированные формы видотипичного поведения
-
Какая наука изучает основы врожденного видоспецифического поведения?
-
Когда возникла этология и кто ее основоположники
-
Перечислите 4 основные проблемы (4 вопроса по Н. Тинбергену), которые изучает этология
-
Какая особенность характерна только для исследований этологов
-
Опишите основные фазы поведенческого акта по Лоренцу
-
Особенности поисковой фазы и завершающего акта
-
Примеры изучения приспособительного значения поведенческих признаков.
-
Что такое этограмма;
-
Что такое “Фиксированный комплекс действий” (ФКД)?
-
Примеры видоспецифических ФКД в пищедобывательном поведении
-
Примеры видоспецифических ФКД в половом поведении
-
Что такое ключевой стимул и сверхстимул?
-
Примеры ключевых стимулов (релизеров) для разных видов индивидуального, социального и репродуктивного поведения;
Тема 3. Организация обществ, социальное поведение и коммуникативные системы животных
-
Вклад этологии в изучение социального поведения животных.
-
Что такое сообщество?
-
Признаки, по которым различаются группировки особей.
-
Основные типы социальной организации животных.
-
Приведите примеры одиночно живущих видов.
-
Назовите типы анонимных сообществ.
-
Чем отличаются агрегации от анонимных сообществ.
-
Приведите примеры видов, образующих индивидуализированные сообщества.
-
По какому принципу построена внутренняя структура индивидуализированных сообществ, и какие механизмы способствуют ее поддержанию?
-
В чем сходство и в чем отличие языка человека и коммуникативных систем животных?
-
Назовите две основные группы коммуникативных сигналов, с помощью которых устанавливается и поддерживается внутренняя структура сообщества.
-
Основные общие признаки сигналов доминирования у животных разных видов.
-
К.Лоренц. Каков основной механизм формирования коммуникативных сигналов в процессе онтогенеза (преимущественно генотип или преимущественно среда)?
-
От соотношения каких внутренних побуждений зависит интенсивность и характер коммуникативных сигналов?
-
За счет чего происходит установление ранговой иерархии в сообществе?
-
Гипотеза К. Лоренца о ритуализации как процессе формирования сигналов угрозы.
Тема 4. Развитие поведения и психики в онтогенезе; игровой период онтогенеза
-
Этологи о роли врожденного и приобретенного в поведении.
-
Примеры депривационных экспериментов.
-
Основные периоды онтогенеза.
-
Типы онтогенеза позвоночных.
-
Какие признаки отсутствуют у незрелорождающихся в первые часы жизни?
-
Примеры фиксированных комплексов действий, которые проявляются в процессе онтогенеза в «готовом» виде.
-
Виды облигатного научения.
-
Что такое критические, или чувствительные периоды онтогенеза?
-
К какой категории поведенческих актов относится запечатление?
-
Виды запечатления.
-
Приведите примеры двух видов запечатления.
-
Формирование видоспецифической песни птиц как пример облигатного научения.
-
Укажите виды научения, необходимые при формировании видоспецифического пения птиц?
-
Роль облигатного научения в формирования охотничьего поведения хищных.
-
Последствия социальной изоляции в раннем возрасте.
-
Эпигенетическая концепция развития поведения.
-
Соотношение врожденного и приобретенного в поведении животных.
-
Норма реакции поведенческих признаков.
-
Определение игры по Фабри и Эльконину.
-
Формы игры.
-
Основные функции игрового поведения.
-
Как называются игры, при которых один детеныш нападает на другого?
-
В каком периоде онтогенеза детеныши больше всего играют?
-
Как называются игры, при которых детеныш обследует предметы?
-
Примеры "образного фантазирования" в играх шимпанзе.
-
Игра ребенка и детеныша шимпанзе: сходство и отличие.
-
Примеры уточнения систематики благодаря использованию поведенческих признаков.
-
Гипотеза К. Лоренца о двух путях эволюции поведения.
-
Опишите вклад Ч. Дарвина в изучение эволюции поведения.
Раздел 2: Высшие когнитивные способности животных
Тема 1. Индивидуально-приспособительная деятельность животных. Факультативное научение
-
Назовите два основных вида научения.
-
Какова приспособительная функция облигатного научения?
-
Какова приспособительная функция факультативного научения?
-
Перечислите основные категории факультативного научения
-
В какие периоды онтогенеза происходит облигатное научение?
-
В какие периоды онтогенеза происходит факультативное научение?
-
Кто является автором методики классических условных рефлексов
-
Назовите автора теории "Стимул-реакция"
-
Кто является автором методики «проблемных ящиков»?
-
Кто является автором методики изучения «инструментального обучения»?
-
Что лежит в основе когнитивных процессов и их отличие от ассоциативного научения?
-
Какая методика позволяет исследовать наиболее универсальную форму когнитивного научения?
-
Что такое социальное научение?
-
Приведите примеры роли подражания в формировании культурных традиций в сообществах животных.
Тема 2. Мышление животных:
-
Определения мышления
-
Приспособительная роль актов поведения, основанных на мышлении.
-
Ключевые слова в определении мышления по А. Р. Лурия.
-
Какую сторону мышления подчеркивают определения Брушлинского, Лурия, Крушинского?
-
Верно ли, что мышление существует лишь в связи с трудовой и речевой деятельностью, характерной для человеческого общества
-
Что такое «когнитивная наука»?
-
Какие науки изучают зачатки мышления у животных.
-
Как сочетаются методы наблюдения и эксперимента в изучении психики животных?
-
Какие требования являются общими для методов наблюдения и эксперимента.
-
Что такое «орудийная деятельность» и кто ввел в науку эту модель для изучения мышления животных?
-
Кто первым доказал в эксперименте способность приматов к решению новых задач без совершения проб и ошибок, при первом же предъявлении?
-
Какие авторы исследовали орудийную деятельность приматов?
-
Определение «инсайта» по В. Келеру
-
Какие виды животных решают орудийные задачи при первом же предъявлении, без предварительного обучения?
-
К какой категории поведения вы отнесете орудийные действия обезьяны, впервые строящей пирамиду из ящиков?
-
Примеры необходимости применения канона К. Л. Моргана при изучении мышления животных.
-
Сопоставление природы орудийных действий дарвиновых вьюрков и шимпанзе, использующих палки.
-
Какое условие, по мнению В. Келера, необходимо для решения орудийных задач?
-
Определение каких параметров включает «целостная оценка отношений внутри ситуации» (по В. Келеру)?
-
Приведите примеры определения антропоидами пространственных соотношений между целью-приманкой и возможными средствами для ее решения;
-
Приведите примеры определения птицами пространственных соотношений между целью-приманкой и возможными средствами для ее решения (орудийные и протоорудийные задачи);
-
Какие опыты на капуцинах показывают, что низшие приматы не способны самостоятельно выявить роль предмета как орудия для достижения цели, если он заранее не совмещен с приманкой в пространстве?
-
Приведите примеры составления «мысленного плана» серии операций, необходимых для достижения цели, у птиц и у антропоидов (промежуточные действия, подготовительные операции по А. Н. Леонтьеву).
-
Какие особенности орудийной деятельности шимпанзе и новокаледонских ворон свидетельствуют о том, что у них формируется мысленный образ-представление о свойствах орудия, необходимого для решения данной задачи.
-
Перечислите опыты, в которых животные использовали воду в качестве орудия для достижения цели.
-
Что свидетельствует о наличии «мысленного плана» при изготовлении орудий у новокаледонских ворон?
-
Что свидетельствует о наличии «мысленного плана» при использовании орудий у шимпанзе?
-
Кто автор концепции о биологических основах рассудочной деятельности (мышления) животных
-
Определение рассудочной деятельности
-
Какие задачи для изучения элементарного мышления животных разработал Л.В. Крушинский?
-
Какое определение соответствует понятию «способность к экстраполяции»?
-
Какая когнитивная способность лежит в основе решения задачи на оперирование эмпирической размерностью фигур?
-
Кто из животных не решает задачу на экстраполяцию направления движения пищевого раздражителя, исчезающего из поля зрения и кто ее решает (фильм)?
-
Какие животные решают задачу на оценку свойств объемных и плоских фигур и оперирование ими в новой ситуации
Тема: Обобщение.
-
Перечислите основные операции мышления.
-
Перечислите основные формы мышления.
-
Назовите способы мышления.
-
Дайте определение операции обобщения
-
Дайте определение операции абстрагирования.
-
Кто из ученых первым доказал способность животных к обобщению и абстрагированию?
-
Дайте определение понятия.
-
Из каких основных стадий должно состоять исследование способности животных к обобщению.
-
Что такое «феномен Умного Ганса» и как должен быть организован эксперимент, чтобы избежать его повторения?
-
Назовите основные экспериментальные процедуры, которые используют для исследования способности животных к обобщению.
-
Назовите, на какие две основные группы делят признаки, по которым могут различаться стимулы, и приведите примеры этих признаков.
-
Что такое относительные признаки?
-
Что такое сходство по аналогии?
-
Что такое критерий обученности и каким он должен быть?
-
Что такое «тест на перенос»?
-
Какие две принципиально разные группы стимулов можно использовать в тестах на перенос?
-
Назовите два принципиально разных уровня обобщения.
-
Как можно выявить способность животного к допонятийному уровню обобщения?
-
Как можно выявить способность животного оперировать довербальным понятием?
-
Какой уровень обобщения доступен даже низкоорганизованным животным?
-
Объясните, что представляет собой метод обучения дифференцировке стимулов.
-
Как Леонид Александрович Фирсов применил метод обучения дифференцировке стимулов для сравнительной оценки способности к обобщению признака «большее» у животных разных видов и какие получил результаты?
-
Объясните, что представляет собой метод обучения выбору по сходству с образцом.
-
Использование какого довербального понятия лежит в основе отвлеченного правила выбора по образцу?
-
Кто ввел метод выбора по образцу в широкую практику сравнительно-психологических исследований?
-
У каких животных обнаружена способность к образованию довербальных понятий».
Тема: «Биологические предпосылки речи человека: символизация»
-
Кто первым сформулировал представление о наличии у высших позвоночных довербального мышления и считал способность к обобщению не следствием наличия языка, а, наоборот, его основой?
-
Кто сформулировал представление о первой и второй сигнальной системах?
-
Кто автор гипотезы о существовании в эволюции сигнальных систем переходного типа?
-
Что представляет собой первая сигнальная система?
-
Что представляет собой вторая сигнальная система?
-
Какие эксперименты подтверждают гипотезу Орбели о возможности существования сигнальных систем переходного типа. Дайте определение языка человека.
-
Что такое символизация?
-
Какое определение соответствует понятию «символизация»?
-
Какие бывают знаки?
-
Способны ли животные устанавливать эквивалентность понятий и знаков?
-
Что такое счет в строгом смысле этого слова («истинный счет»)?
-
В чем заключается вклад Сары Бойзен в сравнительную психологию?
-
В чем заключается вклад Ирен Пепперберг в сравнительную психологию?
-
Какие знаки-символы для каких понятий усвоил попугай «Алекс»?
-
В чем особенность процедуры, примененной для исследования способности серых ворон к символизации?
-
На каких моделях изучают способность животных к символизации?
-
следующая страница >>
|